читать дальшеНа самом деле, я хотел бы поговорить о некоторых не очень известных у нас людях.
Понимаете, мы все знаем, что в пятидесятых годах в США творила беспредел эта, как ее, комиссия по антиамериканской деятельности (да, я умею пользоваться Википедией и могу поименовать ее правильно и на языке оригинала). Сенатор Джозеф Маккарти. Не Маккартни, как я иногда встречал. О том, как он душил свободу (и служит до сих пор хорошим примером для борьбы с демократизацией России), мы знаем (?), а вот кто он сам по себе был такой?
Джозеф Маккарти, 1908 года рождения. Сын ирландки и полуирландца, ушел из школы в 14, помогать родителям на ферме. В двадцать снова продолжил учиться, закончил колледж, перешел с инженерного на юридическое, с тридцать пятого – практикующий юрист. Избрался местным судьей от Демократической партии. Ни шатко, ни валко отработал до 42-го, в 42-ом ушел на фронт (мог бы и не уходить), в составе корпуса морской пехоты. Ушел из армии в 45-ом, капитан морпехов. Там ряд некрасивых историй с рекомендательными письмами от Нимица, боевым ранением… неважно, в общем. С сорок четвертого избирается в Сенат от республиканцев, в сорок шестом избрался-таки.
Упорный, скажем так, консерватор. Борец с коммунистами – это мы все помним; но еще от Маккарти страдали гомосексуалисты, например. Поддерживался католиками, друг семьи, кстати сказать, семейства Кеннеди (это к слову о том, как причудливо тасуется колода).
Но это все вы можете посмотреть в Википедии, и я хотел поговорить совсем о других людях. Про них вы тоже могли посмотреть в Википедии, но далеко не факт, что делали.
Эдвард Р. Мэроу, урожденный Эгберт Роско Мэроу, рыцарь Британской империи. Родился в квакерской семье в 1908 году. Смешанная семья, нищие фермеры Северной Каролины (это где Нью-Йорк, только немного южнее), в 1914 году семья переехала в Вашингтон. Не в город, в штат. Это четыре с половиной тысячи километров по прямой; ну, это примерно как из Москвы в Красноярск. Нет, на самом деле округ Гилфорд примерно на триста-четыреста километров дальше от округа Скаджит, чем Красноярск от Москвы, но масштаб понятен. Правда, по моему опыту обычно москвичи не очень хорошо представляют себе, где это вообще – Красноярск, и вообще путают его с Краснодаром. В общем, неважно.
На новом месте, впрочем, семья Мэроу устроилась неплохо, сам Мэроу сумел получить образование, играл в баскетбол, поступил в местный колледж (сейчас университет), где оказался отменным оратором. В тридцатом выпустился и уехал в Нью-Йорк, работал с иностранными студентами, помогал немцам, начавшим в тридцать третьем (многие помнят, что тогда было у немцев) бежать в Штаты, устраиваться как-то там.
В 1935 Мэроу устроился работать в CBS, это радиокомпания. В тридцать седьмом назначен на пост директора европейского филиала, освещал Европу конца тридцатых. Слава к нему пришла в сороковом.
Мы отрицаем, что это было что-то серьезное (ну, посмотрите сами как-нибудь всю историю про то, что Союзники вступили в войну только в сорок четвертом), но англичане отнеслись к Блицу довольно серьезно – а Эд Мэроу вел из Лондона, который бомбили, передачи на США, открывавшиеся репликой «Это Лондон». Его самая знаменитая фраза – «Спокойной ночи и удачи», которой он закрывал передачи, росла оттуда же; лондонцы не были уверены, что они доживут до утра, так что прощались примерно так.
Рыбы, впрочем, так и не дождались гитлеровцев, высадки на Острова не произошло, Эд Мэроу вернулся в США. Телеграмму в честь его возвращения в CBS отправил лично президент. Во время войны Мэроу летал в Европе, освещал происходящее, уже будучи звездой первой величины. Плотно работал с Черчиллем, получал приглашение возглавить BBC, отказался. А ведь тогда Оруэлл мог бы оказаться одним из «ребят Мэрроу». Но не судьба. Вел передачу из Бухенвальда.
Потом вернулся в Штаты, где и работал до конца своих дней. В шестьдесят первом году ушел из CBS и получил должность директора USIA. Это что-то типа нашей Russia Today, только на куда более высоком профессиональном уровне. То есть, это, наверное, стоит отметить, считать его этаким Джоном Ридом не стоит. Если бы он избирался в Сенат, он бы делал это от Демократической партии, не от Трудовой.
Но Эдвард Мэрроу – тоже довольно известный человек. Давайте я вам еще про одного человека расскажу.
Маргарет Мэделин Чейз Смит, урожденная – все то же самое, но без «Смит». 1897 года рождения, штат Мэн. Старая Новая Англия, отец – местный парикмахер, мать – потомок канадских эмигрантов, бежавших от преследования британцами французов и католиков в Канаде, официантка, клерк, работница на обувной фабрике.
Маргарет училась (мы говорим про, как можно догадаться по имени, женщину, 1897 года рождения), работала с двенадцати лет – продавщицей в местном магазинчике, ну и помогала отцу – который работал парикмахером. В школе играла в баскетбол. Хм. Как хотите, а что-то в этом виде спорта, видимо, есть. По окончанию школы работала – сначала в Мэнской Телефонной и Телеграфной Компании, потом – в местной газете, «Индепендент Репортер». Вообще, кем она только не работала в те годы, от сборщицы налогов до клерка на местной текстильной фабрике. Попутно активно занималась общественной деятельностью на ниве женских объединений, была издателем журнала и какое-то время президентом местного общества. В тридцатом году вышла замуж за местного политика, Клайда Смита.
В тридцать шестом году Клайд Смит был избран в Конгресс, жена уехала с ним в Вашингтон, где работала у мужа секретарем. Писала ему речи, вела бумаги. Занималась при этом активной общественной деятельностью, была казначеем у клуба «жен политиков».
В сороковом Клайд Смит словил сердечный приступ, предложил жене избраться вместо него, призвал население Мэна проголосовать за супругу и умер. Следующие восемь лет Маргарет Чейз Смит избиралась от штата Мэн в Палату Представителей без перерывов, не меньше чем с шестьюдесятью процентами голосов.
Она активно занималась разнообразными военными и околовоенными делами. Проводила расследования флотских дел, лоббировала службу женщин в армии (при этом отказываясь подписывать петиции об организации женских подразделений). Поддерживала Рузвельта. С сорок восьмого года – сенатор.
Так вот, к чему я приплел этих троих.
Одна из самых известных передач Эда Мэрроу – «See it now». В этой передаче он на всю Америку активно вещал о том, что маккартизм – это плохо и неправильно, и фу такими быть. Представляете, что он нес?.. «Никто, знакомый с историей этой страны, не может отрицать, что комитеты Конгресса полезны; необходимо порой провести расследование, прежде чем издавать закон. Но грань между расследованием и преследованием может быть очень тонкой, и новый сенатор от Висконсина (Маккарти) эту грань частенько переходит. Его главным достижением стало заморачивание публики внешней и внутренней угрозой коммунизма. Что ж, мы не должны путать несогласие с нелояльностью; мы должны всегда помнить, что обвинение – не доказательство, и что осуждение должно следовать после предъявления доказательств в честном суде.» Эд Мэрроу внес очень немало в то, что маккартизм – кончился.
А Маргарет Чейз Смит, несмотря на то, что была республиканкой, сражалась с Маккарти в Сенате четыре года. Ох, как он ее не любил. Ее с еще шестеркой сенаторов он окрестил «Белоснежка и шесть гномов», а ее в итоге согнал с места в постоянной комиссии по расследованиям (не антиамериканской деятельности, а просто), кстати, на ее место попал некто Ричард Никсон. И она тоже несла с трибуны жуткие вещи: «Те из нас, кто громко кричат об Американизме как поводе для нападок, сами как-то слишком уж часто игнорируют основные принципы Американизма – право критиковать, право иметь непопулярное мнение, право протестовать, право мыслить независимо».
Короче, враги народа, клейма негде ставить.
Мораль истории такова. Разница между США и одной другой страной, не будем показывать пальцем, в следующем.
Маргарет Чейз Смит оставалась сенатором США до 1973 года. Ее прочили в вице-президенты Эйзенхауэру, но не сложилось; когда у нее спросили, что она сделает, если внезапно проснется в Белом Доме, она ответила: «Пойду прямо к миссис Трумэн и извинюсь; а потом пойду домой». Президентские выборы она Линдону Джонсону проиграла, впрочем. Осталась редкой ястреб…ихой, наверное? В общем, она предлагала, что если СССР так хочет ядерной войны, так ему можно ее устроить; Хрущев лично обозвал ее «дьяволом в юбке», на что она ответила – «я не настолько важна, просто мистеру Хрущеву не по душе, что после моей речи твердости нашим официальным лицам прибавилось». Яростно поддерживала НАСА, по мнению иных НАСАвцев без нее высадки на Луну не было бы. После 33 (тридцати трех) лет в Конгрессе ушла, это ей было семьдесят шесть, преподавала по мелочи. Умерла в 1995, в возрасте девяноста семи лет.
Эд Мэрроу поругался с руководством CBS, на почве… ну, в общем, он выступал за то, что телевидение не должно развлекать, а должно работать на благо общества. Однако какое-то время он продолжал работать на них, проводил интервью с политиками, делал передачи и фильмы – например, о фермах, где работают нелегальные мигранты, и как они работают. Как я уже говорил, после CBS он возглавил USIA. Ну, помимо всего прочего, этот человек командовал Голосом Америки. Умер в шестьдесят пятом, с пачкой наград, включающих рыцарское звание.
А Маккарти? Маккарти в 54-ом был отстранен от всех постов в Сенате большинством в 67 голосов против 22, и, хотя и остался в кресле сенатора до пятьдесят седьмого, его речи уже не собирали полного зала. Нет, он потрясал руками, кричал, что нельзя дружить с коммунистами, попытался напоследок забаллотировать судью Брэндона, но оказался единственным сенатором, проголосовавшим против кандидатуры. В итоге сенатор Джозеф Маккарти спился и умер в 57-ом. Официально он умер от гепатита, неофициально – от цирроза печени.
Такие дела.