И вот еще о Гражданской.

Вы знаете, в оригинальном комиксе я мог сочувствовать стороне (и идее) Кэпа. Потому что это - свобода, это гражданские права, которые не зависят от того, кто ты сам такой есть, это левая идея, это то, что мне близко и трепетно. В итоге, я скорее поддерживаю Тони и Рида (потому что эти двое, в отличие от Кэпа, знают цену, которую платят другие люди), но сама идея понятна и близка.

В фильме вопрос же не идет о том, имеют ли право метахуманы на свободу, правда? Ну, даже в режиме "свободу не регистрироваться по месту жительства/по супернатуральной пепяке под угрозой тюрьмы". Вопрос идет об эффективности боевого отряда. Еще раз. Ребята. Капитан Америка в фильме протестует против идеи, что отряд спецназа с чемоданной ядерной бомбой должен кому-то подчиняться и перед кем-то отвечать.

То есть, спор в комиксовой арке - это спор между свободой и безопасностью.
Тони: "Мы - ходячее оружие массового уничтожения, нас следует контролировать!"
Капитан: "Мы - люди, мы имеем право на жизнь, свободу и стремление к счастью!"

Спор в фильме:
Тони: "Мы - ходячее оружие массового уничтожения, нас следует контролировать!"
Капитан: "Мы - ходячее оружие массового уничтожения, если нас контролировать - мы будем массово уничтожать хуже!"

Извините. Тони Старк очень хорошо знает, что бывает, когда оружие массового уничтожения контролирует само себя. Он там был. Он оказывался из-за этого в зиндане. Он из-за этого отказался делать оружие - а потом вернулся к этой идее, в состоянии глухой, черной истерики. Создал новое контролирующее себя оружие массового уничтожения...
Тони Старк, конечно, упертый эгоманьяк. Но он учится со второго раза.