Хозяин. Сударыня, сударыня! Будем держаться как взрослые люди. И в трагических концах есть свое величие.
Эмилия. Какое?
Хозяин. Они заставляют задуматься оставшихся в живых.
Эмилия. Что же тут величественного? Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть я этого не могу. Поговорим о другом.
Е. Шварц, "Обыкновенное чудо".
Тут вот обратно-таки помянули Кадару, и это вытащило все еще мысль о том, почему я считаю, что это сделано, как луна в Гамбурге, прескверно. Дело в том, что Кадара - это такое специальное место, добавленное в игру... как бы это так без мата сказать. Короче, чтобы игрока фрустрировало и какая-то вот неприятная оскомина на зубах появилась, да. В посте, который меня сподвиг это написать, оное состояние описали, как полный рот соленых мужских половых органов, что, конечно, кругом правда, и богатый, яркий образ.
Так вот, фишка в том, что я не очень люблю такую диету.
Потому что Кадара - это вам не Омега. Почему никто не трогает Омегу? Да потому, что это бессмысленно. Омега существует в Млечном Пути, там есть большая развитая экономика и планеты со многомиллиардным населением. Там, безусловно, будет теневая экономика, потому что ее невозможно уничтожить. Можно пригнать к Омеге пять-десять линкоров и расстрелять ее к черту. Но нельзя уничтожить теневую экономику, не уничтожив нормальную, и максимум, чего мы добьемся - центр теневой экономики переберется в другое место, а Арию сменит кто-то еще.
Да в конце концов, на Омеге живет около восьми миллионов. Изгнанников Кадары даже чисто теоретически не может быть больше двадцати тысяч, а уж на практике, с учетом естественной усушки...
Кадара-то не существует в развитой экономике. Там, если уничтожить Слоан и пяток (ну десяток) ее офицеров, не возникнет нового гнезда преступности, потому что ему просто неоткуда взяться. В крайнем случае, если Патфайндер не хочет решать эту проблему в одиночку, он может предложить поучаствовать ополченцев Нексуса (у которого изгнанники воруют людей и ресурсы, которые и так на вес золота), ангара (у которых изгнанники вообще украли всю Кадару) и кроганов (у которых изгнанники пытаются уводить инкубаторы). В смысле, изгнанники там - это такие ребята, которые всем, теоретически, портят жизнь и не имеют никакой базы.
В смысле, нет, я читал (и люблю!) "Повелителя мух", а он, в общем и целом, тоже про примерно те же вкусы. И тексты Дика оставляют то же солоноватое послевкусие. И кино есть про то же ("Апокалипсис сегодня"? "Гражданин Кейн"? "Несколько хороших парней"?), и компьютерные игры (ну что, второй DA оперирует какими-то другими вкусами? или пресловутая концовка третьего МЕ?). Так что меня можно этим накормить так, что я обрету катарсис.
Но, ребята, понимаете, есть версия, что люди вообще-то не очень любят питаться вот тем, что там сказано. Поэтому такого рода сюжеты требуют куда больше внимания, куда больше аккуратности и куда больше обоснуев. Как поступает нормальный человек, оказавшись в ситуации жесткого выбора между большим злом и меньшим злом? Он начинает пытаться найти способ не выбирать. Как говорил по схожему поводу Тони Старк, когда (не очень умный) Капитан Америка попытался поставить его в моральную дилемму, помните? "Ты не тот, кто принесет себя в жертву, кто ляжет на проволку, чтобы другой парень по тебе прополз", пытается давить Кэп, и получает от Тони резонное "я просто проволку перережу". Кэп возмущается, кстати - "одни увертки", но проблема-то в том, что он просто не может поставить Тони в ситуацию моральной дилеммы, которую Тони бы не мог решить в свою пользу.
Не то чтобы Тони в принципе невозможно было туда поставить, конечно, его можно накормить указанным блюдом. Просто у Кэпа на это мозгов не хватит.
То есть, давайте все-таки разнесем две разные реакции. Первая реакция - это катарсис от сопереживания ситуации. Это "Повелитель мух", это "Несколько хороших парней", это второй DA. А вторая реакция - это реакция здорового возмущения на попытку насильно запихать в рот вот чего уже сказано. Вообще, реакция здорового человека - это именно вторая реакция, первая реакция возникает (или, кстати, не возникает), когда человек уже побарахтался в этом вот всем.
У меня есть любимый пример, как это сделано хорошо в компьютерной игре (простите за повторение). Альфа Протокол, Рим, финал. С одной стороны - агент Майк Торнтон; с другой - Конрад Марбург, не очень здравого рассудка человек, но отменный профессионал с частной армией; с третьей - мирное население славного города Рима, точнее, посетители музея; с четвертой - мисс Мэдисон Сейнт Джеймс, хорошая девушка, которая просто хотела сделать все правильно. Майк Торнтон уже какое-то время - заноза в заднице у Марбурга, так что Марбург решает преподать выскочке урок, и, устраивая теракт в римском музее, похищает Мэдисон Сейнт Джеймс (находящуюся под защитой Торнтона) и ставит Торнтона перед выбором. Либо взрывается крыло с туристами, либо крыло с привязанной Мэдисон Сейнт Джеймс (как я уже сказал, Конрад Марбург не очень здрав рассудком). Причем, заметим, ни в одном случае успех Торнтона не гарантирован, ему еще и потрудиться придется. Но даже шанс у него есть на только один вариант.
И игрок не может сделать ничего, кроме как выбрать один из вариантов.
Так вот, солоноватый вкус обсуждаемого блюда, конечно, читается на языке. Но в этой истории у меня лично случается катарсис.
Потому что игра не макает меня головой в дерьмо просто потому, что сценаристу так захотелось. Понятны мотивации Марбурга, а главное - понятна мотивация Торнтона делать выбор в предложенных обстоятельствах. Хотя это больно, плохо и соленый привкус. И у меня обрезаны варианты "перерезания проволоки" не просто потому, что автор поленился, а потому, что ну нет тут у Торнтона такой возможности. Кстати, в финале "Мстителей" Тони Старк тоже оказывается в этой ситуации, и, знаете, улетает на бомбе в черт знает куда, без всякой гарантии на возвращение.
Мэдисон Сейнт Джеймс убили не для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Ее убили, потому что так устроен мир, и, кстати, для Марбурга это так или иначе очень плохо заканчивается. Потому что приличные люди не игнорируют таких попыток кормежки, и даже не очень приличные не ценят. Ее убили, потому что это естественное развитие ее сюжета в предложенных нам обстоятельствах.
А ангара в порту на входе лупят ногами просто чтобы показать, что ты, Райдер, приехал туда, где вам не тут, а чтобы у тебя даже мыслей дурных не возникало, будешь ты ходить по этому пространству без брони и оружия. Переодеваясь в лифте. Да даже если нет брони и оружия, приличный человек бросается на избивающих, а не проходит мимо. Если ты нормальный человек, ты оставишь пять трупов из избивающих, или по крайней мере прекратишь избиение, а потом, если мы хотим остаться хоть как-то в рамках, нам придется положить об тебя Слоан Келли (ну или показать ее трусихой с очень трескучим языком), и вся попытка сценариста заставить задуматься оставшихся в живых пойдет к черту.
Потому что живые радостно набьют козлам морды и получат удовлетворение на этом.