читать дальшеВремя действия - 1925 год.
Место действия - город Дейтон, штат Теннесси, США.
Жил да был простой школьный учитель, Джон Томас Скоупс. Родился в 1900 году, в Кентукки. Учился в Иллинойсе, по образованию - юрист, в 1924 году переехал в Теннесси работать в школе футбольным тренером. Ну и заменял порой - все-таки образованный человек, с высшим образованием - заменял порой школьных учителей. И никто б, конечно, его не знал, если бы не Джон Вашингтон Батлер.
Джон Вашингтон Батлер родился в 1875 году в штате Теннесси, в 1922 году пошел избираться в Палату Представителей штата, выступал там за права фермеров и волновался по поводу школ. Почитатель - в общем-то, их довольно много таких было, почитателей - Уильяма Дженнигса Брайана.
У. Д. Брайан, конечно, один из самых интересных людей в этой истории. Родился в Салеме, штат Иллинойс. Получил домашнее образование, потом - университет, юрист, член литературного общества. Его супруга, Мэри Элизабет Бэйрд, тоже, кстати, была юристом и помогала мужу с речами и выступлениями. В 1890 году Брайан избрался в Палату Представителей США, от Демократической партии. На всякий случай, Демократическая партия тех лет - совсем не то же, что сейчас, тогда она выступала на платформах популизма, экономического либерализма и социального консерватизма, а современная политическая программа, опасно граничащая с социализмом, пришла с Рузвельтом в тридцатых. Короче, в 1890 году Трамп бы избирался от Демократической партии. В 1896 году Брайан впервые баллотируется на пост президента США.
Он пытается избраться на популистской платформе. Демократическая пресса его не любила так же, как и республиканская, ему ставили в вину, что демократическая платформа в партии уступает место популистской, это не нравилось пресловутому истеблишменту. Брайан плевать на это хотел. Ключевым пунктом его программы была инфляция доллара и введение серебряного стандарта (да, он считал, что инфляция доллара - это хорошо, а не плохо, и у него были причины так считать). Он очень много говорил, выступал с последовательно прохристианских позиций, пресса выставляла его религиозным фанатиком, который разнесет экономику в клочья, короче, выборы 96-го выигрывает МакКинли.
В 1898 году США подралась с Испанией. Брайан был последовательным пацифистом, но ему не нравилось и отношение испанцев к Филиппинам, он выступал за демократизацию. Он поддержал Парижский договор, по которому США получили кучу испанских владений - включая Кубу, Пуэрто-Рико, Гуам и Филиппины, но потом перешел к обличению империализма - когда понял, что республиканская администрация не торопится давать Филиппинам независимость. В 1900-ом к его программе помимо социального популизма и серебряного стандарта добавился антиимпериализм. Но в США, несмотря на спорные этические реакции о той войне, были слишком сильны настроения вида "кубанаша" и "филипинынаши", так что МакКинли в 1900 переизбрался. Куба получила независимость (при условии сохранения за США одной из баз, а также права вмешательства в личные дела) в 1902 году, Филиппинам пришлось ждать 1946-го. Популисты в результате Испано-Американской практически исчезли с федеральной сцены (и вернулись только в двадцатых), так что в 1904 году от демократов избирался Элтон Паркер. Но противником его был Теодор Рузвельт, и вариантов там не было вообще никаких.
На протяжении восьми лет он выступал. Он вообще очень много говорил, говорил красиво, говорил о разном. Говорил о социальной справедливости, об обязанности государства обеспечивать базовый уровень услуг, говорил обо всем том, чем потом, в тридцатых, Рузвельт (уже ФД) будет спасать США. Но в 1908, когда он избирался против Тафта, он выступал уже не столько по своей программе, сколько против программы республиканцев, и это тогда не сработало.
В 1913 году, в администрации демократа Вильсона, он был госсекретарем. На посту госсекратаря, как ни крути, он оставлся таким же последовательным пацифистом - это с учетом, напомню, что в 1914 началась ПМВ - убеждал американцев не путешествовать английскими кораблями, боролся с кредитованием Антанты Штатами, уговаривал Вильсона выступать нейтральным посредником в войне. В 1915-ом, после того, как США объявили блокаду Германии в ответ на утопление "Лузитании", ушел в отставку, написав "почему нас так волнует, что несколько людей утонуло, если мы готовы уморить целую страну голодом?". Поддержал все-таки Вильсона на выборах 1916-го. После объявления войны попытался записаться в армию (потому что, хоть и был пацифистом, как он писал, хотел разделить со страной ее тягости), но ему было 57 лет, и из этого ничего не вышло.
Выступал за Сухой закон, против наркотиков, за эмансипацию женщин. Вообще, судя по всему, действительно был - в областях, где у него были принципы, конечно - очень принципиальным, плохо шел на компромиссы, так себе умел изворачиваться. Пока работала политика громких речей и привлечения "простого человека", все было хорошо, стоило ситуации усложняться - и Брайан оставался не у дел. Несмотря на громаднейшее влияние на Демократическую партию, он никогда не занимал федерального поста, кроме как госсекратрем два года, и всего четыре сенаторских года в самом начале карьеры.
При чем же тут эта яркая личность? При том, что У. Д. Брайан был последовательным и принципиальным противником дарвинизма. Во-первых, он был убежденный американский христианин начала двадцатого века, он предпочитал верить, что у Вселенной есть Создатель и Администратор, и на том стоял. Во-вторых, он терпеть не мог социал-дарвинизма, говорил, что дарвиновская теория, которая утверждает, что за любым развитием стоит ненависть и конкуренция - это готовый рецепт бедствия для любого общества. Кивал на немцев и говорил - вот вам культура, построенная на этих вот идейках, как, нравится ли. Убедившись, что выпускники колледжей (будущая элита) по статистике часто теряют веру, перепугался и запустил большую антидарвинистскую пропаганду. А оратор он был отменный, и весьма популярный, особенно на Юге.
Одним из почитателей Брайана был, как уже поминалось в самом начале, Батлер. Батлер проникся и, в 1925 году, предложил и пробил через заксобрание Теннесси так называемый Акт Батлера, "Будет нарушением закона, если любой преподаватель любого университета или школы, содержащихся полностью или частично за счёт штата, будет преподавать любую теорию, отрицающую историю Божественного Творения человека, как тому учит Библия, и вместо этого преподавать, что человек произошёл от низших животных." Вообще-то, Батлер, как он сам же потом признался, ни черта об эволюции не знал, он просто читал листовки, в которых утверждалось, что христианство и мораль - ложь, что миром правит сила и Его Величество Естественный Отбор, и они как-то не очень ему нравились; так что, думал он, мы просто примем закон, его будут соблюдать, и об эволюции можно будет не волноваться.
Ирония, кстати, была в том, что официальным учебником в штате был "A Civic Biology: Presented in Problems", в котором была глава об эволюции. Таким образом, штат Теннесси прямо требовал от учителей, чтобы они нарушали закон штата Теннесси. Ну да ладно, кто, в конце концов, в Палате Представителей Теннессии читал школьные учебники.
Но, однако же, дело никого особенно не трогало. Просто нездорово возбудились либерасты. Либерасты эти назывались (и называются, кстати, до сих пор) ACLU, American Civil Liberties Union. Эти люди занимались тем, что находили где-нибудь в Штатах угрозу правам и свободам, после чего боролись с этой угрозой в судах. Если судебных дел не находилось, они их создавали. Они выступали за свободу слова, за эмансипацию женщин, за права цветных, за права рабочих. Так и в Теннесси - они пообещали защищать всякого учителя, который пойдет за нарушение Акта Батлера под суд.
Такой учитель нашелся - и это был Скоупс. Вообще-то, Скоупс не то чтобы даже нарывался - это должно называться иначе. Поскольку юридические издержки оплачивал ACLU, он не рисковал вообще ничем, кроме шанса получить в обмен на пост школьного футбольного тренера всеамериканскую известность. В итоге он сам убеждал студентов свидетельствовать против него. Короче, когда его арестовали, ACLU немедленно притащила в маленький городок на Юге совершенно звездную команду.
Одним из ярчайших адвокатов, работавших с ACLU, был Кларенс Дэрроу.
Кларенс Дэрроу, 1857 года рождения, Кинсман, штат Огайо. Чудовищно могучая родословная, предки воевали еще в Войне за независимость. Отец Дэрроу был упорным аболиционистом и вольнодумцем, мать - защитница прав женщин и суфражистка "первого призыва". Дэрроу год проучился в колледже, но в США случился финансовый кризис, и он ушел работать учителем. После трех лет работы, посещения лекций вольнослушателем, самостоятельного изучения права, задолбал этим геройством свою семью, которая заставила-таки его поступить в колледж. Отучился в колледже год и решил, что реальная работа даст ему знаний куда лучше, и ушел работать в юридическую контору.
Начинал он как местный адвокат в небольшом городке, но юрист Дэрроу оказался хороший, карьера пошла в гору, сначала город крупнее, потом - два года в юридическом управлении Чикаго, потом - корпоративный юрист Chicago and North-Western Railway Company. Когда в 1894 году железнодорожники устроили большую стачку, и власти арестовали ее, стачки, лидера, Юджина Дебса - именно Дэрроу Дебса защищал. Источники разнятся, одни пишут, что он уволился специально, чтобы защищать Дебса, другие - что уволился Дэрроу независимо. Так или иначе, одно дело Дебса Дэрроу даже выиграл, а выиграть их все было свыше сил человеческих.
Дэрроу стал одним из крупнейших адвокатов США по делам гражданских прав и свобод. Кого он только не защищал - убийц, шахтеров, железнодорожников, бомбистов. Защищал и двух юных отморозков, ни за что ни про что грохнувших четырнадцатилетнего парня, из соображений скуки; защищал не от наказания вообще, от смертной казни. Вообще потому что не любил смертную казнь, а отморозков держал за психов, а психов не казнят. Его речи на этом суде, дело Леопольда и Лоеба, вошло в золотой фонд американской юридической практики.
Вообще-то, он не очень хотел защищать Скоупса - не потому, что не хотел его защитить, а потому, что опасался, как бы дело с его участием не превратилось в фарс. Но в итоге приехал-таки. Со стороны обвинения выступал Брайан.
Дело освещалось с чудовищной силой. Одним из ведущих журналистов, ведших дело, был Генри Луис Менкен.
Г. Л. Менкен - еще одна влиятельная фигура США начала двадцатого века. Родился в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1880 году, в семье фабриканта. В возрасте девяти лет прочел "Гекельберри Финна" и пропал. Отучился в школе, три года отпахал на папиной фабрике, а с 1899 года ушел в журналистику. Очень неоднозначная личность.
Поклонник Ницше, приятель практически всех влиятельных фигур в культуре своего времени, один из виднейших литературных критиков своего времени. Позже, уже в тридцатых, дал путевку в литературную жизнь эмигрантке из СССР Алисе Зиновьевне Розенбаум, более известной как Айн Рэнд. Защитник Драйзера. Писал гадости про всех, особенно не любил религию. Автор многотомного труда "Американский язык", вполне научного. С одной стороны, элитист и противник демократии (ну как, противник; он считал, что демократии не существует, а существует только борьба элит, под демократию маскирующаяся), с другой - противник расизма, терпеть не мог весь бред про "достоинство англосаксонской расы", который так защищали американские расисты. Защитник германских евреев с 1938 года, требовал от Рузвельта открыть для евреев границу.
Тот еще типажик, короче. Если и был человек, которого показывать присяжным на этом деле не стоило, так это Г.Л.Менкен.
Сам суд был довольно простым, но ну очень громким. Сноупс не отрицал нарушения закона - кстати, вообще-то, его было бы очень трудно доказать, и есть причины считать, что никого он эволюции не учил. Дэрроу давил на то, что Библию не следует понимать буквально и на то, что она слишком неоднозначна, чтобы быть основой для юридических требований, судья требовал, чтобы речь шла о сути дела и виновности Сноупса или неправомочности закона (а не отношения к научной истине; установление научной истины, по мнению судьи Раульстона, в полномочия суда не входило). В итоге суд признал Сноупса виновным, назначил ему штраф в сто баксов и отпустил с миром.
Защита отаппелировала к Верховному Суду Теннесси. Верховный Суд Теннесси не согласился ни с одним доводом по сути дела, но отменил приговор, придравшись к технической формальности - присяжные не назначили сумму штрафа, а судья, по законам, не мог требовать штрафа больше 50 долларов (какой штраф за нарушение акта Батлера назначить было нельзя). Это значило, что подавать апелляцию еще выше, в Верховный Суд США уже было нельзя за отсутствием судебного дела. Позиция Верховного Суда Теннесси была проста и понятна - "Никакой нет пользы от продолжения этого стремного дела", всем было понятно, что никакой общественной опасности Сноупс не несет, а репутацию штату дело портило чудовищно. Менкен рисовал их, как тупых фанатиков, и это, конечно, Теннесси не нравилось. Но поделать было нельзя ни-че-го.
В итоге Акт Батлера отменили уже в 1967 году, когда за его нарушение выгнали с работы Гэри Скотта. Больше случаев его применения мне не известно.
Дело Скоупса, спасибо освещению везде, стало детонатором для очень больших споров как среди юристов, так и среди американских христиан; в конце концов, надо же решить, как мы относимся к концепции дарвинизма. В общем-то, репортажи Менкена и последующие культурные воплощения этой истории, привели к тому, что на юридическом уровне устанавливать креационизм в Штатах никто больше не пытался.
Спустя пять дней после того, как дейтонский суд присудил Скоупса к штрафу в сто долларов, У. Д. Брайан умер во сне.
Когда кто-то сказал Дэрроу, что Брайан умер от сердечного приступа, Дэрроу, зная о любви Брайана покушать, ответил - "к черту сердце, это был разрыв желудка".
Менкен, узнав об смерти Брайана, радостно сказал Дэрроу - "мы прикончили сукина сына".