Номер один был в 2008; больше мне писать отчеты было леньКороче, я тут на фраевочку съездил.
Ну как. Вообще-то, самым захватывающим был сам выезд. Загранпаспорт мне выдали на руки буквально за день до выезда (а купить билет заранее было невозможно технически, да и вообще толку мне от билета без загранпаспорта?), и на игре у меня не было ни-че-го. Ну как, ничего. Лоохи было, с позволения сказать. Пани Эльза одолжила мне кольцо, еще одно я набрал во время лихорадочных метаний по Киеву до заезда, и тогда же подобрал заколку для лоохи. Кольцо, как всегда бывает в таких случаях, мне велико, что ты будешь делать, кстати.
В общем, если бы игра проходила в лесу, я бы все-таки сделал вид, что паспорт мне недодали, уж извините. А так - ну все-таки возможность была, и я даже планировал пережить процесс. Я его и пережил, чего ж.
Итак, сэр Шали Масу, Старший Магистр Ордена Семилистника, Мастер Осознающий Сновидения (сиречь главный сновидец мужской стороны Ордена), Мастер Исследователь (сиречь больше теоретик, а не практик). Человек (ну, как, потомок кейифайев) весьма фундаментального образования - окончил полтысячелетия назад Высокую Школу Холоми; где, кстати сказать, был сокашником одного такого Лойсо Пондохвы. Искренне восхищается магическими талантами и умениями бывшего сокашника, и столь же искренне старается держаться от него подальше как от человека. После Высокой Школы вступил в Орден Семилистника, где сделал блистательную карьеру - Младший Магистр через десять лет, еще через пятнадцать - Старший Магистр, а дальше в Ордене Семилистника подниматься некуда, потому что Великий Магистр у нас теперь один. Первые двести лет занимался соотношением мира снов и мира яви, а потом устал натыкаться на постоянные следы Истинной Магии в разных кусочках магических традиций и сделал своей главной темой соотношение Истинной и Очевидной Магии.
Дюжину лет назад стал главой провинциальной резиденции Ордена Семилистника в графстве Шимара, где, помимо прочего, забил на ношение тюрбана, а полдюжины лет назад по приказу Нуфлина уехал и вовсе на другой материк - в Изамон, где занимался потихоньку исследованием воздействий магии на Сердце Мира.
Начались эти опыты еще в Ехо, конечно, и были связаны с Орденом Спящей Бабочки и магистром Ледяной Руки Кибой Аццахом. Но конец тех экспериментов был скорее плачевен, а там и сам Киба Аццах не выдержал света пути и тяжести Безумного Рыбника... короче, те дела были делами скорее прошедшими, чем нынешними.
Проблема при заезде была в том, что, поскольку я был в Москве, не знал, смогу ли заехать, и вообще, я заявлялся на игру известного рода мебелью. Человеком, который будет сидеть у себя в башенке/шляться по городу/ходить по поручениям Великого Магистра и больше реагировать на происходящее, нежели играть какое-то участие в имеющихся локальных сюжетных линиях. Против глобальной сюжетной линии я ничего не имел, но о глобальных сюжетных линиях попозже. В общем-то, я собирался дежурить в Иафахе, шляться по городу и трепаться с посетителями трактиров (должен же их посещать кто-то, с кем у моего Ордена нет войны на уничтожение, верно? да и, если подумать, даже если обменяюсь парой слов с магистрами Водяной Вороны, вряд ли Нуфлин меня выгонит, ну?). В итоге, о том, что у меня есть некий игровой сюжет, связанный с магистром Аццахом и леди Шекк, я узнал буквально за два дня до игры (а нормально - просто-таки на игре), и, что характерно, никого из тех, кто был в этом сюжете, в лицо опознать не мог.
В общем-то, надо честно признаться - не то чтобы я ожидал получить, чего хочу. Это не первая фраевка, на которую я езжу, прямо говоря, и я прекрасно знаю, что этот сеттинг еще ждет человека, который поставит ее как надо, а не чтобы весело. Потому что вообще-то Ехо - это не про поржать.
Вот смотрите. Классический канон (их же три у нас сейчас, да?), "Болтливый Мертвец". Макс возвращается к себе домой и застает там блестящую компанию, включающую его начальника и короля. И ему дают инфодамп с рассказом, как эти люди готовят свой маленький полуигрушечный заговор. Цитата.
"– Между прочим, ты теперь просто обязан к нам «записаться», горе мое! – проворчал Джуффин. – К твоему сведению, сэр Макс, у тебя нет другого выхода. Насколько я успел тебя изучить, умирать ты не любишь. А до сих пор мы не оставляли в живых ни одного случайного свидетеля наших встреч.
– Я никогда не одобрял такой жестокости, – печально сообщил мне Гуриг. – Но сэр Халли настаивал, что безопасность превыше всего."
То есть понятно, что большинство читателей проглядывают это сквозь пальцы. Ну в очередной раз пошутили про убивать всех, и все такое. Но как-то Гуриг до сих пор в таких шутках замечен не был, ну? И не вяжутся они с его образом? То есть, группа ребят, ради того, чтобы Нуфлин не спалил их желание знать о нем максимум (а Нуфлин, надо отметить, спалил, потому что он не клинический дебил - и это канон, что Нуфлин спалил; но при всех недостатках Нуфлина, устраивать гражданскую войну ради того, чтобы обидеть несколько человек, не входит в его представление о прекрасном), попросту убивали свидетелей, ни в чем, надо сказать, не повинных. Я могу еще показательных цитаток подобрать (а от "Тайны Клуба Дубовых Листьев" я вообще хочу сжечь сэра Макса напалмом), но думаю, кто читал - и сам вспомнит.
В общем, Ехо - далеко не самый приятный мир для жизни, если ты не сэр Макс или фигура размера с Великого Магистра первого эшелона. Но мастера игр по Ехо, на которые я выбирался (может, это просто мне так не везло?) скорее реализовывали мир стебный и развеселый, где у каждого горожанина по три раба... извините, где никто никого не убивает, а самый сложный вопрос - как моделировать камру, а то большой выбор - пуэр, зеленый чай или все-таки кофе с коньяком. Поэтому дальше раскладывается тонна граблей, по которым радостно скачут все те, кто делал игры, на которые я ездил. Эта игра - не исключение.
Грабли первые, "никто никого не убивает". Это почему-то очень частое правило; возможно, потому, что маньячество взорвет весь этот уютный мирок с камрой и пирогами Чакатта. То, что по канону у нас назревает гражданская война, да и до нее совершенно обычной смертью магистра было "подрался с кем-то в кабаке", не рефлексируется. Так и тут, убивать умели отдельные, редкие люди. Вроде бы, на игре было целое одно убийство.
Грабли вторые, "никакого теормага". В смысле, нет (ну или по крайней мере, не видно) какой-то последовательно продуманной системы, в рамках которой что-то работает или нет. А если теормаг и есть, его не надо давать игрокам, иначе их фиг займешь. (Не то чтобы я считал, что игроков непременно надо занимать...) По итогам мероприятия, надо сказать, правил по магии на этой игре вообще было кот наплакал. Причем, скажем прямо, не очень грустный кот. Вроде бы, мастера хотели успеть сделать что-то еще; дырку надо мной в небе, если я знаю, что. Так и тут, никаких объяснений вида "как это работает", на игре не было. По крайней мере, до меня никто ничего такого не доносил.
Нет, я понимаю, что автор дала нам маловато теормага в тексте. Ну так извините, текст написан со стороны ленивого, гм, пустобреха, у которого все работает мастерским произволом, но прочие-то персонажи столетиями учились! Некоторые даже умудрялись по книжкам учиться.
Грабли третьи, "паверлевел". Ох. В общем, "либо крестик, либо трусы". Надо понимать, что давая роль Лойсо Пондохвы игроку, вы даете игроку персонажа, который всерьез способен уничтожать миры; давая игроку роль Нуфлина Мони Маха, вы даете игроку персонажа, пережившего недовольство Лойсо Пондохвы. Все остальные магистры первого эшелона (то есть практически все, которых играют на играх; всяких неканонических или слабеньких ребят чего-то не берут) - игроки из той же лиги. Ресурсы, которыми должны бы располагать люди этого класса - это ресурсы уровня мегакорпораций. Условно, если Лойсо Пондохве приспичит сходить в кабак, он не будет пересчитывать горсти в кармане. Скорее он сожжет кабак. Знаний это тоже касается - это не люди, которые не знают чего-то, потому что это тайная информация, это люди, которые делают информацию тайной, складывая книжки в своих библиотеках. И они читают эти книжки. Безусловно, это требует очень большой работы по балансировке, но именно это и будет основной работой мастера хорошей фраевки.
И да, на игре в паверлевеле "главы Орденов" ситуации "ты не знаешь, ты ничего об этом не слышал" должны примерно так же часто случаться, как у Джуффина, а не как у Макса.
И да, "это просто Мир начал выполнять чьи-то там желания" - это тоже не аргумент. Угуландские маги сильнее Мира, в том-то вся и фишка - вся эта ваша Очевидная Магия по сути своей насилие как оно есть.
Грабли четвертые, "сюжет". Господи. Ехо накануне Войны за Кодекс - это кипящий котел, где все друг с другом знакомы столетиями, есть сложные системы вида "кто к кому как относится и кто у кого корову, девушку и послушника увел". Рисуете шестеренку с Великими Магистрами, чертите линии, кто с кем на ножах, придумываете почему (если в тексте прямо не объяснено), разрешаете боевые спеллы на поражение И мощные защиты, а потом уходите пить кофе. Все, никакого сюжета не надо, игроки сами все сделают! Так ведь нет, с упорством, достойным лучшего применения все придумывают какой-то сюжет, который вроде как должен заставлять всех на игре двигаться.
Я не знаю, может, это потому, что мастера не доверяют своим игрокам? Типа, если им не придумать сюжетика, то они и сядут на задницу ровно, а потом будут на мастеров гнать?.. нет, ну все возможно. Но тогда...
...тогда грабли пятые, "идейное наполнение". Качество сюжета.
Потому что ребят, океюшки, у нас есть сэр Макс. Из чего состоит сэр Макс? Сэр Макс состоит из безответственности в самом базовом понимании слова. Не в том смысле, что он не думает, чем его поступки обернутся (хотя, конечно, он не думает). И даже не в том, что он творит вещи, за которые он же гонит на окружающих (хотя и этого у него не отнять, у лапушки). Дело в том, что Макс принципиально отказывается от позиции "я что-то сделал", и прячется за позицию "это со мной случилось". Это не Макс выучился плеваться ядом, это его прокляли. Это не Макс выучился кидать Смертные Шары, это его Шурф заставил научиться (и это не Макс добился того, что его шары работают на самом деле...), и он же распространяет эту позицию на всех окружающих. Это не компания подростков пошла и по сути убила нескольких старых Магистров (да, да, там не было трупа; знаете, в барраярском цикле Буджолд был эпизод про покушение на Иллиана, и там эта отмазка не прокатила), а это их жажда волшебных чудес не дала им сдержаться. Вот это вот все. Макс сам по себе не отвечает даже за выполнение его собственных желаний и за спасение его собственной шкуры, он просто сидит и пьет камру, а все само собой случается.
Так вот, это очень простая и удобная позиция. Просто она очень не нравится мне лично, но тут уж как, на хлеб не намазать. Фишка в том, что то, что работает у сэра Макса, на которого работает примерно пять роялестроительных комбинатов, вовсе не обязательно работает у всех прочих. Насколько мы можем судить по канону, там чудеса не "случаются", там совершать чудеса - это тяжеленная работа у большинства людей. Этому столетия учатся и потом применяют по мере выученного.
И если есть в мире Ехо момент, где это встает ребром, так это как раз эпоха Войны Кодекса. Там жестко встал вопрос - имеет ли маг быть безответственным, имеет ли он право не думать о последствиях, имеет ли он право относиться к миру так, как сэр Макс? Имеет ли он право вставать в позицию, когда все, что он делает - это не он делает, а это "так случается"? В каноне этот спор выиграл Магистр Нуфлин, который, при всех его недостатках, считал, что нет, не имеет. И я раз за разом езжу на игру по Ехо, чтобы там был поставлен именно этот вопрос, вопрос столкновения призвания мага и ответственности мага, и поиск баланса между этими крайностями. И раз за разом именно эту тему хоронят в "сейчас мы придумаем какой-нибудь няшный квестик, в результате которого Сердце Мира волшебным образом само собой починится, и все будет Как Раньше".
Да, я знаю, на игре магистр Эшла сделал так, что люди стали уставать от Очевидной Магии. Спасибо, магистр Эшла, вы сделали так, что вопрос ответственности был снят с повестки дня; все "случилось как бы само собой".
Да, я знаю, на игре Сердце Мира нужно было заменять в результате некоей работы. Там происходила некая Игра, и все такое. Но когда у вас нет правил, и результаты этой самой Игры определяются чувством прекрасного (читай, мастерским произволом) мастерской группы, всю эту работу можно смело спускать в унитаз и кидать монетку.
На той же игре можно было сделать любой другой сюжет. Можно было запустить на игре анавуайну, в конце концов! вот вам и необходимость выбирать. Магистр Нуфлин, Ваше Величество - будем массово применять Белую Магию сто какой-то там ступени, и спасать горожан? Или оставим их утекать заради эсхатологии? Это был бы вопрос - и оставалось бы пространство для того, чтобы заниматься излечением анавуайны. Это ведь так, сходу.
Кроме этого, у меня, конечно, еще остается ряд претензий к превращению меня в леди Масу, но это уже послужило для меня некоторой иллюстрацией, не более.
Мизансцена. Утро субботы. Ночью прошла гроза, и у меня зверски раскалывается голова. Ко мне поднимается игротехник и сообщает - "ты проснулся женщиной". Все, больше мне не сообщают ничего.
А мне, знаете, интересно. Я - магистр Ордена Семилистника. Я заснул в самом защищенном месте Ехо. Я обладаю очень неплохим набором знаний и умений. Я осматриваю себя. Как это так получилось? Что это значит, "проснулся женщиной" - это значит, что мне тушку поменяли, или это влечет какие-то последствия с характером, способностями, подходом к магии? А что будет, если я просто поколдую и сменю пол обратно, такая магия в Ехо есть? А что будет, если я выпью "Дивную половину"? неееет. Если это рассказать, видимо, не получится сюжета!
По сравнению с этой, с позволения сказать, "начиткой" бытовые мелочи с "а теперь мне надо за разумный срок сделать из моего персонажа барышню, имея на старте из реквезита примерно ничего" - мелочи и есть. В конце концов, мастера нашли мне парик, а леди Руата - бусы, так что так и ходил я.
В общем, не могу сказать, что мне как-то ну очень плохо. Съездилось и съездилось, замечательный Семилистник был, славная Ледяная Рука (с которой мы обсуждали вопросы ограничения магии), очень милый трактир, вот это все. Я даже поговорил о жизни и магии с Водяной Вороной.
Но после того, как выяснилось, что сейчас кто-то там выиграет какую-то там Игру, и в связи с этим он "заменит собой Сердце Мира" (что бы это ни значило - в смысле, что это вообще значит на практике? вот теперь Сердце Мира - бывшая женщина Семилистника, и что? у нее откуда-то возьмется достаточно силы, чтобы кормить ею весь Мир? а откуда, простите, это вот так возьмется вдруг?), мне просто стало не о чем играть.