The Future's pretty cool!
И еще о ЗВОх. Я почитал возмущения Хэмила ("это не мой Люк, я вообще не воспринимаю этого персонажа Люком!"), и комментарии, и мне грустно.
Во-первых, хотелось бы в плане ЗВ прояснить одно важное (очень важное) различие. В ЗВшной вселенной есть три совершенно разных понятия - форс-сенситив, форс-юзер и джедай.
Еще раз. Не всякий форс-сенситив - форс-юзер (Люк Скайуокер - форс-сенситив с самого началапервого четвертого эпизода, но не форс-юзер и уж тем более не джедай). Не всякий форс-юзер - джедай (хотя, кажется, как раз ранние эпизоды собирались играть именно в этом направлении).
Что такое "форс-сенситив"? Это человек, который родился со способностью ощущать потоки Силы вокруг. В принципе ощущать. Это может никак не выражаться вообще внешне, но как правило, все-таки выражается (и по этому признаку форс-сенситивов отслеживают). А какие это признаки?
Во-первых, это гиперинтуиция. У джедаев, как мы знаем из фильмов (из четвертого фильма) не то чтобы какая-то запредельная _реакция_. Когда он подставляет световой меч под попадание бластера, он не успевает отреагировать - он просто угадывает, интуитивно, где будет разряд бластера и как надо поставить меч, чтобы отбить выстрел. Реакция у Хана Соло, который стреляет первым, пожалуй, будет получше реакции Люка, но Люк всегда знает, _как_ поставить руку. Да, это читерство. Но главное, это работает не только на саберфайтинг. Это работает на пилотаж, на принятие решений, на все, что угодно. Когда форс-сенситив делает выбор, к которому у него лежит душа, это будет скорее всего удачный выбор. Главное, отучить человека слушаться рефлексов, поддерживающей техники и здравого смысла.
Хотя нам этого прямо не показано, мы, в общем-то, можем предположить, что у Люка по этим позициям все было неплохо и до начала четвертого эпизода, но ему как-то в голову не приходило, что в драке надо отключать голову и слушаться нутра. У его отца, по крайней мере, было именно так, он на гиперинтуиции в гонках участвовал. И станции взрывал.
Во-вторых... я не знаю, как правильно сформулировать это состояние по-русски. В английском языке есть слово serendipity. Короче говоря, обстоятельства вокруг форс-сенситивов скручиваются неслучайным образом. Мироздание закручено в хитрые сюжетные реки, и обстоятельства жизни форс-сенситивов достаточно лихо закручиваются в этих потоках. Случайностей нет, есть Великая Сила. Чем сильнее форс-сенситив, тем мощнее вокруг него повороты этих вот самых событийных рек. Опять же - это происходит с любыми форс-сенситивами. Единственная в Галактике говорящая собака придет именно к ним на порог. Ситуация сложится так, что у корабля беженцев с совершенно другой планеты откажет гипердрайв, чтобы они приземлились на Татуине, на Татуине они войдут именно в лавку, где прислужником - мощнейший форс-сенситив - чтобы ситуация "сыгралась". В некотором роде, можно предположить, что Палпатин подсказал своим клевретам из Торговой Федерации атаковать Набу только для того, чтобы с Татуина улетел один маленький мальчик.
В одном из артефактов расширенной вселенной показан персонаж (мощнейший форс-сенситив, опять же), который считает такое положение для разумных унизительным. Крею, я считаю, можно понять.
Форс-юзер - это практикующий форс-сенситив, форс-сенситив, у которого его чувствительность - профессия. Всякий раз, как молодой Люк принимает интуитивное решение завалить флайер направо (и избежать столкновения) - он применяет Силу. Всякий раз, как молодая Лея (посол в Сенате и один из лидеров Сопротивления - при том понимании, что там были фигуры и посерьезнее вроде бы; напоминаю, что Лее Органе в четвертом эпизоде девятнадцать, как и Люку) принимает интуитивное решение выбрать один план, а не другой (и выиграть) - она применяет Силу. Это еще не делает их форс-юзерами.
Форс-юзер понимает, что делает, понимает, как он это делает, понимает, чего он добивается и знает, к чему это приведет. Люк Скайуокер становится форс-юзером в середине пятого эпизода. Примерно в этот момент приходят всякие яркие приемчики типа телекинеза, швыряния молниями и ментальных воздействий, но главным все равно остается базовый набор - гиперинтуиция и "чувство вселенского сюжета". Лея Органа в фильмах так форс-юзером и не становится. Форс-юзер осознанно чувствует, что так надо, и умеет отличать собственные капризы от "советов Силы". И еще он имеет гиперинтуицию всегда, а не "сначала привести себя в надлежащее состояние сознания". "No. Try not. Do… or do not. There is no try." - говорит джедай ученику джедая. Не пытайся, не оценивай ситуацию, не сравнивай ("Only different in your mind. You must unlearn what you have learned.") - делай. Или не делай. Человек в состоянии гармонии и абсолютного спокойствия, который видит вещи такими, какие они есть, а не какими привык их видеть, не рефлексирует ситуацию. Он "использует Силу", зная, что результат будет; он не использует в этом деле разума. Но и человек в состоянии острого эмоционального аффекта тоже не задействует разума, он не рефлексирует. Учитывая, что различие телекинетического перемещения камушка и телекинетического перемещения звездного истребителя - только внутри разума форс-юзера, разум надо выключить.
А джедай - это совершенно третье. Это носитель определенной традиции и определенной философии, это представитель духовного ордена. Он владеет набором практик, отточенных тысячелетиями (да, включая саберфайтинг).
Так вот, джедай в шестом эпизоде есть всего один, и это НЕ Люк Скайуокер. Это Анакин Скайуокер, он же Дарт Вейдер. Предположительно, он остался единственным, кто прошел полноценную тренировку в Ордене, единственный, кто владеет этими практиками. Когда Люк Скайуокер называет себя джедаем, он говорит, по сути, что он согласен с некоторым идеалом, причем, будем честными, идеалом чуть ли не более политическим, чем духовным - а точнее, не согласен с идеалом Палпатина. Но "в стране слепых одноглазый - поводырь", тех, кто прошел хоть полкурса у Йоды, к финалу шестого сезона не осталось, один Люк.
Поэтому претензия "Да Рей ничему не училась, как она делает весь этот магический стафф!" - некорректна. Суть обучения форс-юзера (не путать с джедаем!) в том и состоит, чтобы выбить из головы, чему человек учился. Чем меньше он умеет, тем лучше - тем меньше ему придется забыть (поэтому, кстати, Орден джедаев вообще предпочитал готовить детей). Это не книжная магия, где ты сидишь и десять лет учишь Заклятие Призыва Молнии, тут главное поверить в себя и довериться течению мира. Да, это галимая помесь нью-эйджа и дзена, "добро пожаловать в восьмидесятые, детка!" Чтобы подготовить человека, способного применять Силу для расчета траектории торпеды лучше, чем специально для этой цели сделанный арткомпьютер, понадобилось несколько занятий с шариком. А умение промывать мозг или там икс-винг поднимать из тины - это ерунда, не в этом Сила. Овладев собой, такие штуки будешь делать вообще легко и непринужденно.
Но, конечно, сагрился я на другое. Я сагрился на возмущение Хэмила.
Хэмил такой: "Знаете, я думал, я появлюсь в седьмом эпизоде во время сцены в лесу, ну, помните, когда лайтсэйбер летит. Я думаю - "О, какое клевое появление!" и тут А?! Рей его тягает?! Да она вообще ни дня не училась! Че за фигня! Я знаю, мне скажут - да ты сам обучения не закончил, так что тебе ли гнать! Ну так мне-то надо было к друзьям вернуться!"
То есть, понимаете, все возмущение Хэмила сводится к тому, что когда-то он был главный герой, свет в окошке, бастион добра, надежды (реально, Новая Надежда, ну!), Чувак, Который Все Делает Правильно, великий оптимист. Парень, которому положены Яркие Сцены Появления. Только ему. Какая-то там Рей не смеет претендовать на ЕГО место. Это он должен появляться и все разгребать, а потом стоять весь вчерном белом и получать медали. Это ему можно делать весь клевый стафф, хотя он так обучения не закончил (но ему ж надо к друзьям вернуться), а Рей нельзя.
Некрасиво как-то.
Во-первых, хотелось бы в плане ЗВ прояснить одно важное (очень важное) различие. В ЗВшной вселенной есть три совершенно разных понятия - форс-сенситив, форс-юзер и джедай.
Еще раз. Не всякий форс-сенситив - форс-юзер (Люк Скайуокер - форс-сенситив с самого начала
Что такое "форс-сенситив"? Это человек, который родился со способностью ощущать потоки Силы вокруг. В принципе ощущать. Это может никак не выражаться вообще внешне, но как правило, все-таки выражается (и по этому признаку форс-сенситивов отслеживают). А какие это признаки?
Во-первых, это гиперинтуиция. У джедаев, как мы знаем из фильмов (из четвертого фильма) не то чтобы какая-то запредельная _реакция_. Когда он подставляет световой меч под попадание бластера, он не успевает отреагировать - он просто угадывает, интуитивно, где будет разряд бластера и как надо поставить меч, чтобы отбить выстрел. Реакция у Хана Соло, который стреляет первым, пожалуй, будет получше реакции Люка, но Люк всегда знает, _как_ поставить руку. Да, это читерство. Но главное, это работает не только на саберфайтинг. Это работает на пилотаж, на принятие решений, на все, что угодно. Когда форс-сенситив делает выбор, к которому у него лежит душа, это будет скорее всего удачный выбор. Главное, отучить человека слушаться рефлексов, поддерживающей техники и здравого смысла.
Хотя нам этого прямо не показано, мы, в общем-то, можем предположить, что у Люка по этим позициям все было неплохо и до начала четвертого эпизода, но ему как-то в голову не приходило, что в драке надо отключать голову и слушаться нутра. У его отца, по крайней мере, было именно так, он на гиперинтуиции в гонках участвовал. И станции взрывал.
Во-вторых... я не знаю, как правильно сформулировать это состояние по-русски. В английском языке есть слово serendipity. Короче говоря, обстоятельства вокруг форс-сенситивов скручиваются неслучайным образом. Мироздание закручено в хитрые сюжетные реки, и обстоятельства жизни форс-сенситивов достаточно лихо закручиваются в этих потоках. Случайностей нет, есть Великая Сила. Чем сильнее форс-сенситив, тем мощнее вокруг него повороты этих вот самых событийных рек. Опять же - это происходит с любыми форс-сенситивами. Единственная в Галактике говорящая собака придет именно к ним на порог. Ситуация сложится так, что у корабля беженцев с совершенно другой планеты откажет гипердрайв, чтобы они приземлились на Татуине, на Татуине они войдут именно в лавку, где прислужником - мощнейший форс-сенситив - чтобы ситуация "сыгралась". В некотором роде, можно предположить, что Палпатин подсказал своим клевретам из Торговой Федерации атаковать Набу только для того, чтобы с Татуина улетел один маленький мальчик.
В одном из артефактов расширенной вселенной показан персонаж (мощнейший форс-сенситив, опять же), который считает такое положение для разумных унизительным. Крею, я считаю, можно понять.
Форс-юзер - это практикующий форс-сенситив, форс-сенситив, у которого его чувствительность - профессия. Всякий раз, как молодой Люк принимает интуитивное решение завалить флайер направо (и избежать столкновения) - он применяет Силу. Всякий раз, как молодая Лея (посол в Сенате и один из лидеров Сопротивления - при том понимании, что там были фигуры и посерьезнее вроде бы; напоминаю, что Лее Органе в четвертом эпизоде девятнадцать, как и Люку) принимает интуитивное решение выбрать один план, а не другой (и выиграть) - она применяет Силу. Это еще не делает их форс-юзерами.
Форс-юзер понимает, что делает, понимает, как он это делает, понимает, чего он добивается и знает, к чему это приведет. Люк Скайуокер становится форс-юзером в середине пятого эпизода. Примерно в этот момент приходят всякие яркие приемчики типа телекинеза, швыряния молниями и ментальных воздействий, но главным все равно остается базовый набор - гиперинтуиция и "чувство вселенского сюжета". Лея Органа в фильмах так форс-юзером и не становится. Форс-юзер осознанно чувствует, что так надо, и умеет отличать собственные капризы от "советов Силы". И еще он имеет гиперинтуицию всегда, а не "сначала привести себя в надлежащее состояние сознания". "No. Try not. Do… or do not. There is no try." - говорит джедай ученику джедая. Не пытайся, не оценивай ситуацию, не сравнивай ("Only different in your mind. You must unlearn what you have learned.") - делай. Или не делай. Человек в состоянии гармонии и абсолютного спокойствия, который видит вещи такими, какие они есть, а не какими привык их видеть, не рефлексирует ситуацию. Он "использует Силу", зная, что результат будет; он не использует в этом деле разума. Но и человек в состоянии острого эмоционального аффекта тоже не задействует разума, он не рефлексирует. Учитывая, что различие телекинетического перемещения камушка и телекинетического перемещения звездного истребителя - только внутри разума форс-юзера, разум надо выключить.
А джедай - это совершенно третье. Это носитель определенной традиции и определенной философии, это представитель духовного ордена. Он владеет набором практик, отточенных тысячелетиями (да, включая саберфайтинг).
Так вот, джедай в шестом эпизоде есть всего один, и это НЕ Люк Скайуокер. Это Анакин Скайуокер, он же Дарт Вейдер. Предположительно, он остался единственным, кто прошел полноценную тренировку в Ордене, единственный, кто владеет этими практиками. Когда Люк Скайуокер называет себя джедаем, он говорит, по сути, что он согласен с некоторым идеалом, причем, будем честными, идеалом чуть ли не более политическим, чем духовным - а точнее, не согласен с идеалом Палпатина. Но "в стране слепых одноглазый - поводырь", тех, кто прошел хоть полкурса у Йоды, к финалу шестого сезона не осталось, один Люк.
Поэтому претензия "Да Рей ничему не училась, как она делает весь этот магический стафф!" - некорректна. Суть обучения форс-юзера (не путать с джедаем!) в том и состоит, чтобы выбить из головы, чему человек учился. Чем меньше он умеет, тем лучше - тем меньше ему придется забыть (поэтому, кстати, Орден джедаев вообще предпочитал готовить детей). Это не книжная магия, где ты сидишь и десять лет учишь Заклятие Призыва Молнии, тут главное поверить в себя и довериться течению мира. Да, это галимая помесь нью-эйджа и дзена, "добро пожаловать в восьмидесятые, детка!" Чтобы подготовить человека, способного применять Силу для расчета траектории торпеды лучше, чем специально для этой цели сделанный арткомпьютер, понадобилось несколько занятий с шариком. А умение промывать мозг или там икс-винг поднимать из тины - это ерунда, не в этом Сила. Овладев собой, такие штуки будешь делать вообще легко и непринужденно.
Но, конечно, сагрился я на другое. Я сагрился на возмущение Хэмила.
Хэмил такой: "Знаете, я думал, я появлюсь в седьмом эпизоде во время сцены в лесу, ну, помните, когда лайтсэйбер летит. Я думаю - "О, какое клевое появление!" и тут А?! Рей его тягает?! Да она вообще ни дня не училась! Че за фигня! Я знаю, мне скажут - да ты сам обучения не закончил, так что тебе ли гнать! Ну так мне-то надо было к друзьям вернуться!"
То есть, понимаете, все возмущение Хэмила сводится к тому, что когда-то он был главный герой, свет в окошке, бастион добра, надежды (реально, Новая Надежда, ну!), Чувак, Который Все Делает Правильно, великий оптимист. Парень, которому положены Яркие Сцены Появления. Только ему. Какая-то там Рей не смеет претендовать на ЕГО место. Это он должен появляться и все разгребать, а потом стоять весь в
Некрасиво как-то.
@темы: кино, комментарий, Великая Сила
И придирки такого рода к сценарию весьма подзаебали, надо сказать.
Можно в перепост утащить?
Тоесть когда Люк в надлежаще драматический момент закрывает глаза и полагается на волю Силы и взрывает нафиг Звезду Смерти это довольно ок. Когда Рэй начинает майнд-трикать штурмовиков просто потому что ей это надо и она хочет это сделать -- это довольно странно смотрится.
Суть (тм) джедайских/ситхских любых других практик владения Силы какбе именно в том и заключается что бы призывать соответствующее ментальное состояние и пользоваться Силой не когда звезды сложатся удачно а более-менее надежно. А с тем как фильм поставлен в Семерке выглядит что Рэй способна сознательно управлять Силой без всего этого, что какбе ставит вопрос -- а нафига тогда нужны собственно джедаи и все их тренировки и медитации?
А еще к тому, что "джедаи никогда не сдаются, джедай - это такой супероптимист, который ну не будет запирать себя на тридцать лет на острове!" Удивление эта позиция вызывает у меня. Ощущение складывается, что не помнит Хэмил эпизода пятого.
С "люк, который до последнего не сдавался в отношении вейдера и верил, что сможет его вытащить на светлую сторону" я не очень спорю, потому что каждый имеет право на собственное представление о том, что происходит с человеком за тридцать лет. Марк Хэмил, ты, Heavy Rain считаете, что Люк обязан быть безупречен, и его способность перетянуть на светлую сторону Вэйдера старого фильма дает ему карт-бланш навсегда - ок. А я пересматриваю шестой эпизод.
Что происходит в шестом эпизоде, где несгибаемый Люк до последнего не сдавался?
www.youtube.com/watch?v=U1MnMA0TzGI&t
Его притаскивают на мостик, где Палпатин зачитывает ему речугу в стиле "И к чёрту этот нелепый фарс, живым не выбраться все равно. Твоим повстанцам пришел каюк. Не веришь дяде? Валяй, гляди. Хорош в джедая играться, Люк. Не мучай папу, переходи."
У Люка включается вполне естественная ярость. "Хорошо!" шепчет Палпатин. "Я безоружен. Давай, возьми шашку, рубай меня со всей ненавистью, и твой путь на Темную Сторону завершится!" Именно это Люк в кадре и делает.
Но Палпатин на самом деле умирать даже заради философий не собирается. И Вэйдер вписывается за учителя, начинается четырехминутная дуэль, где пару раз Люк, у которого в голове прошито "папа есть идеальная ролевая модель, папу нельзя убивать, папа хороший, я не могу убить собственного отца!" (пока он не знал, что Вэйдер его отец, кстати, этих закидонов не было), так вот, пару раз Люк пытается остановиться, но Вэйдер-то нет. И ситуация заканчивается тем, что Вэйдер без руки лежит, над ним стоит Люк и готовится нанести последний удар. И тут начинается следующая сцена.
www.youtube.com/watch?v=PqaiKmm8gsY
Останавливает его вовсе не несгибаемость на светлом пути, а смех Палпатина и его "Good!". Давай, говорит Палпатин. Твоя ненависть делает тебя сильнее. Давай, добей его, займи его место у моего плеча! Люк смотрит на свою механическую руку, смотрит на обрывок протеза Вэйдера, осознает, что творит, и выкидывает меч. Облом, вашвеличество. Вы облажались. Я не пойду на Темную Сторону. Я джедай, как мой отец до меня! (в скобках - _не очень хорошая ролевая модель, Люк_, но ладно).
После этого все, что оставалось делать Люку - умирать и молить Вэйдера о помощи.
Не вижу, признаться, ничего такого, что дало бы ему право считаться человеком, в принципе неспособным поддаваться Темной Стороне.
И заметь, кстати, что сам-то Хэмил ничего об этом не говорит, он ничего не говорит о том, что-де "Люк бы не сделал такого, Люк бы не поддался". Он говорит, что Люк, столкнувшись с проблемой, не сдался бы, не ушел бы на остров. Ну, может, затаился бы на год, но тридцать лет?! Джедаи так не поступают!
Может, спрашивают у Хэмила в одном из интервью, где он говорит, что не согласен с тем, как Райан видит его персонажа (тогда, я напомню, деталей еще не было) - "может, вы перешли на темную сторону? Это возможно?" "Ну да, говорит Хэмил, возможно, конечно".
"Что ж случилось с вашим персонажем?" спрашивают у Хэмила. "Не имею ни малейшего представления!", отвечает Хэмил. "Я прочитал сценарий, я так и не въехал, как мой замечательный оптимист превратился в этого отшельника! Он говорит - пора кончать с джедаями; чего? Джедаи так не поступают!"
Т.е., именно тем, что Люк попытался убить Бена, Хэмил не возмущен, по крайней мере, он нигде этого не говорит. Он возмущен тем, что Люк ушел, он возмущен тем, что он больше не главный герой, а главный герой - героиня Ридли, как там ее, а, точно, Рэй (и это, кстати, феерическое хамство по отношению к коллеге), он возмущен, что ему дали мало экранного времени, он возмущен, что ему не дали покрасоваться с Леей и Соло в сцене смерти Соло. Этим всем он возмущен, да, тем, что его персонаж попытался убить подростка - нет.
А с тем как фильм поставлен в Семерке выглядит что Рэй способна сознательно управлять Силой без всего этого, что какбе ставит вопрос -- а нафига тогда нужны собственно джедаи и все их тренировки и медитации?
Отличный вопрос. Когда я смотрю старую трилогию сразу после новой, я задаю примерно его же. Кажется, в конечном итоге и Люк спросил себя о том же - по крайней мере в новом фильме. В старой-то трилогии какие-то лютые тренировки вторичны, они нужны, чтобы выбить из головы у Люка рационализм и привычку говорить "не, это невозможно".
Ну и да, парень, который так и не прошел подготовку, оказался эффективнее, чем сильнейший мастер-джедай (запершийся на Дагоба). Йода, я напомню, настаивал, что Вейдера придется прирезать.
Ну так он ж Избранный (тм).
В смысле, вы хотите сказать, что Люку можно, а Рэй нельзя, да? Ну в общем да, Хэмил то же самое говорит, и это дико бесит.
То есть, ребят, у нас есть канон. Учиться не надо, надо быть Избранным и приличным человеком, и все приложится. Не нравится? ну, есть и другие каноны, а этот - такой. Если не брать тонны расширенной вселенной, где внезапно выяснилось, что форса - это такая сложная наука, которой годы учиться надо.
вовсе я так не считаю, не знаю, с чего вдруг такая заява. )
но мне тупо не нравится то, что с ним сделали для сюжета восьмой части. впрочем, мне там много чего не нравится из того, что сделали для сюжета.
И какбе, Люк юзал Силу или когда это очень-очень надо по сюжету (сам не очень понимая что он делал), и после хотя бы минимального обучения у Оби-Вана и Йоды. Рэй использует майнд-трик без сюжетного билд-апа (и зафехтовывает Кайло с очень плохо сделанным, но хотя бы подразумевающимся сюжетным билд-апом), а просто потому что она решила что может это сделать, взяла и сделала.
Про Люка в четвертом эпизоде тоже нет пророчеств, и что, он от этого менее избранный?
а просто потому что она решила что может это сделать, взяла и сделала.
Мне следует еще раз процитировать Йоду, который объясняет, что это и есть способ работы с Силой? Да, именно так это и работает.
То есть, еще раз - пожалуйста, не надо утверждать, что Сила требует какого-то лютого ученичества и знания "хитрых приемчиков". Не требует. Хитрые приемчики только мешают.
www.youtube.com/watch?v=F15dgBzwOrc&ab_channel=...
Нет-нет-нет. И еще раз нет. Управление Силой требует именно что правильного ментального состояния. Не "я хочу захреначить фаерболом" а когда товарищ отпускает поводья и
jesus take the wheelсливается с Силой, в общем-то некоторой аналогии сатори. А не когда напрягся, сжал анус и попытался запыщить фаерболом -- так оно как раз таки эксплицитно не работает. "Let go of your conscious self and act on instinct" говорит Люку Оби-Ван Кеноби.Это и было то что говорили Кеноби и Йода в первой трилогии - ты не можешь заставить Силу что-то сделать, надо расслабится и получать удовольствие и все получится. Для того что бы правильно сливаться с Силой и научится отпускать поводья в любой момент джедаи и отказыываются от привязанностей и медитируют до посинения.
Но тут этого не было.Рэй не доверилась Силе, не отказалась от иллюзии контроля, а просто махнула волшебной палочкой, напрягла свои милихлорианы и сделала фокус. Что ровно ортогонально всей идее того как это все должно работать.
Помилуйте, это и есть "я хочу захреначить файрболом". "Захреначить файрболом, промыть мозги штурмовику, поднять из болота икс-винг". "Само получается, если ему не мешать."
Вот когда Люк сидит и пялится на камень, стараясь Применить Силу - тогда да, тогда нихрена не выходит. И так не выходит, и этак не выходит. Почему? Потому что он не верит, что это возможно. Потому что он пытается применить свои навыки, а не Силу.
Но ведь нет.
"Я хочу захреначить фаерболом" это оно и есть попытка выполнить некоторый хитрый приемчик.
Собственно, так же и Рей - в тот момент, когда она решила, что она это может, она это может. Все. Просто, в отличие от Люка, она не рационал и не страдает недооценкой своих возможностей.