The Future's pretty cool!
читать дальшеВообще, довольно много я сейчас читаю про аццкую десятую винду - ну и про всей с ней связанные прелести, типа шпионства за пользователем и всем таким.
Для начала хочу рассказать притчу. Когда мне было лет пять, я читал... ну, не то чтобы кулинарную книгу, скорее сборник кулинарных рецептов. Это, соответственно, РФ, 1992 год. Так вот там были отдельные главы, посвященные готовке в микроволновках. Ну и помимо самих рецептов, рассказывалось про енто самое чудо буржуинской техники - микровейку, то есть - и высказывались надежды. Надежды были в том, что, поскольку у микровейки есть две ручки - время и мощность - люди будут вынуждены, когда микровейка появится в каждом доме, учить основы физики, чтобы понимать, что ставить и на какие время/мощность.
Что ж, когда первая микровейка появилась в моем доме, на ней были кнопочки, а на кнопочках - значки. Физику я как не знал, так и не знаю, а микровейкой пользуюсь.
Проблема в том, что автор вышеописанного размышления не учитывал психологию покупателя микровейки. Ему абсолютно пофиг, как именно эта штука работает. Нет, ну не то чтобы совсем пофиг, чисто по-человечески может быть и интересно, но он по-человечески не готов учить пять лет теорию, чтобы честно понять, как работает бытовой прибор, у него и другие дела есть. У него есть потребность - быстро разогреть пищу; какие-то башковитые чуваки сделали ему штуку для того, чтобы это сделать, но он не в состоянии ею пользоваться? Хорошо, это будет инструмент специалиста. Ровно до того момента, пока кто-то не прикрутит панельку с кнопочками. Ну или хотя бы понятно отмаркирует ручки.
Развитие технологии - не науки, а именно технологии - движет неудовлетворенная потребность потребителя. Потребителю нужен не прибор, ему подавай возможность удовлетворить свою потребность. Да плевать он хотел, почему нельзя класть железо в микроволновку! Нельзя так нельзя, проехали, у него потребность не в наличии микроволновки, а в возможности еду разогреть. Потребность потребителя в безопасности принесла ядерную бомбу и космос. Не в последнюю очередь проблемы современной космонавтики связаны с тем, что затруднительно объяснить связанную с ней потребность потребителю. Энтузиазм вида "последнего предела" трогает очень немногих (ну или китайцев). Это, если что, всегда так было - обыватели составляют большинство, если это не так - общество, как правило, разваливается.
Так вот, фишка с виндой в том, что она именно что следует за потребностями обывателя. Обыватель хочет, чтобы у него была возможность не грузить себе голову информатикой, кибернетикой, теорией криптографии, теорией защиты информации, чем угодно, кроме того, для чего он за компьютер сел. У него есть потребность, он хочет ее осуществить. Если у кого-то есть потребность понять, как это все работает - флаг ему в руки, барабан на шею. Кое-где в мире ему это будут пять лет бесплатно рассказывать (а где-то - платно, потому шта капитализьм).
Можно махать руками про вредность, небезопасность, глючность скайпа (и я сам это делал). Но до его создателей никто не сделал более качественного пакета, соединяющего в одной иконке IM, простое средство для работы с конференциями и систему видео-аудио звонков. Потребность делать такие звонки у людей имеется. О том, что это лишняя, навязанная потребность, консумеризм... известно, что надо делать с гусем. Мои родственники, когда стало можно, уехали в Канаду, и до изобретения скайпа о том, что тетю Диту нельзя увидеть, моя семья страдала долго и упорно. А теперь ничего, по скайпу болтают.
Почему по скайпу, а не по ...? Да потому, что со скайпом работать просто, добыть его просто, поставить его просто. Это не требует работы специалиста (а когда-то требовало! я этим даже деньги зарабатывал, а теперь бывшая "моя" клиентура пользуется умолчательным). Почему не требует? Потому что винда автоматизируется, отслеживает действия пользователя для подсказок ему всякого, помогает ему через определение его места жительства, обращается к нему по имени, а не "введите-ваше-имя". Да, в итоге это приводит к прозрачному обществу (вы так говорите "прозрачное общество", как будто в этом есть что-то плохое!) Есть такая потребность у человека, пользующегося компом, у которого нет под рукой эникейщика? Да, есть. Потому что для него, занятого чем-то своим в этой жизни, альтернатива - вовсе не "научиться пользоваться компьютером". Для него альтернатива - "не пользоваться компьютером вообще".
А поскольку галимый капитализьм, всегда найдется кто-то, готовый дать пользователю удовлетворение его потребностей за его денежку. Microsoft, Apple или Google - неважно.
Для начала хочу рассказать притчу. Когда мне было лет пять, я читал... ну, не то чтобы кулинарную книгу, скорее сборник кулинарных рецептов. Это, соответственно, РФ, 1992 год. Так вот там были отдельные главы, посвященные готовке в микроволновках. Ну и помимо самих рецептов, рассказывалось про енто самое чудо буржуинской техники - микровейку, то есть - и высказывались надежды. Надежды были в том, что, поскольку у микровейки есть две ручки - время и мощность - люди будут вынуждены, когда микровейка появится в каждом доме, учить основы физики, чтобы понимать, что ставить и на какие время/мощность.
Что ж, когда первая микровейка появилась в моем доме, на ней были кнопочки, а на кнопочках - значки. Физику я как не знал, так и не знаю, а микровейкой пользуюсь.
Проблема в том, что автор вышеописанного размышления не учитывал психологию покупателя микровейки. Ему абсолютно пофиг, как именно эта штука работает. Нет, ну не то чтобы совсем пофиг, чисто по-человечески может быть и интересно, но он по-человечески не готов учить пять лет теорию, чтобы честно понять, как работает бытовой прибор, у него и другие дела есть. У него есть потребность - быстро разогреть пищу; какие-то башковитые чуваки сделали ему штуку для того, чтобы это сделать, но он не в состоянии ею пользоваться? Хорошо, это будет инструмент специалиста. Ровно до того момента, пока кто-то не прикрутит панельку с кнопочками. Ну или хотя бы понятно отмаркирует ручки.
Развитие технологии - не науки, а именно технологии - движет неудовлетворенная потребность потребителя. Потребителю нужен не прибор, ему подавай возможность удовлетворить свою потребность. Да плевать он хотел, почему нельзя класть железо в микроволновку! Нельзя так нельзя, проехали, у него потребность не в наличии микроволновки, а в возможности еду разогреть. Потребность потребителя в безопасности принесла ядерную бомбу и космос. Не в последнюю очередь проблемы современной космонавтики связаны с тем, что затруднительно объяснить связанную с ней потребность потребителю. Энтузиазм вида "последнего предела" трогает очень немногих (ну или китайцев). Это, если что, всегда так было - обыватели составляют большинство, если это не так - общество, как правило, разваливается.
Так вот, фишка с виндой в том, что она именно что следует за потребностями обывателя. Обыватель хочет, чтобы у него была возможность не грузить себе голову информатикой, кибернетикой, теорией криптографии, теорией защиты информации, чем угодно, кроме того, для чего он за компьютер сел. У него есть потребность, он хочет ее осуществить. Если у кого-то есть потребность понять, как это все работает - флаг ему в руки, барабан на шею. Кое-где в мире ему это будут пять лет бесплатно рассказывать (а где-то - платно, потому шта капитализьм).
Можно махать руками про вредность, небезопасность, глючность скайпа (и я сам это делал). Но до его создателей никто не сделал более качественного пакета, соединяющего в одной иконке IM, простое средство для работы с конференциями и систему видео-аудио звонков. Потребность делать такие звонки у людей имеется. О том, что это лишняя, навязанная потребность, консумеризм... известно, что надо делать с гусем. Мои родственники, когда стало можно, уехали в Канаду, и до изобретения скайпа о том, что тетю Диту нельзя увидеть, моя семья страдала долго и упорно. А теперь ничего, по скайпу болтают.
Почему по скайпу, а не по ...? Да потому, что со скайпом работать просто, добыть его просто, поставить его просто. Это не требует работы специалиста (а когда-то требовало! я этим даже деньги зарабатывал, а теперь бывшая "моя" клиентура пользуется умолчательным). Почему не требует? Потому что винда автоматизируется, отслеживает действия пользователя для подсказок ему всякого, помогает ему через определение его места жительства, обращается к нему по имени, а не "введите-ваше-имя". Да, в итоге это приводит к прозрачному обществу (вы так говорите "прозрачное общество", как будто в этом есть что-то плохое!) Есть такая потребность у человека, пользующегося компом, у которого нет под рукой эникейщика? Да, есть. Потому что для него, занятого чем-то своим в этой жизни, альтернатива - вовсе не "научиться пользоваться компьютером". Для него альтернатива - "не пользоваться компьютером вообще".
А поскольку галимый капитализьм, всегда найдется кто-то, готовый дать пользователю удовлетворение его потребностей за его денежку. Microsoft, Apple или Google - неважно.
@темы: Социальное
Своей приватностью озаботилось поколение людей, живущее до такой степени нараспашку, что и говорить нечего. Транзакции? Все, что ты описал в тексте выше, может быть сказано о кредитках, и это будет правильно. Адресная реклама? Так помилуйте, гугл занимается этим лет пять, и это уже дало нам забавный механизм ютубовских рекомендаций (о чудо, он все релевантнее, а не для поржать).
...Или кто-то, какие-то странные люди внезапно озаботились своей перепиской? Той самой перепиской, которую ежеминутно кроваво цитируют на стенах фейсбука? Своими фотографиями? Которые сами-то массово постят всюду, где можно? Местом жительства, семейным положением, родственниками? Которые сами ручками в базы вбивают?
Люди брыкаются, когда их тащат к прозрачному обществу - и радостно, радостно бегут туда сами. Кстати, про это тоже есть эроге - что доказывает, что тенденция общемировая.
И мне он в релевантное регулярно ставит: a) порнуху б) откровения уехавших крышей российских патриотов
Доктор, что это обо мне говорит? А то вот я честно признаюсь, что из этого списка первый пункт, при полном отсутствии альтернативы, я б еще даже и смотрела. Но второй...
Но я в какой-то момент мягко напомнил, скажем, каким объемом информации о каждом из нас обладает родное государство, вплоть до физиологических данных.
helvene, я боюсь, это говорит о тебе, что ты пользуешься интернетом, где много порнухи, и открываешь мои ссылки.
Но, с моей точки зрения, не является личной информацией все, сделанное человеком за пределами его собственности.
Да, людское сообщество живёт сообществом, поэтому у людей нет необходимости учиться всем возможным ремёслам. Мы хотим быть профи в своём деле и легко и непринуждённо удовлетворять потребности в других областях.
Да, люди не покупают вещь, они покупают способ удовлетворить свои потребности.