The Future's pretty cool!
читать дальше
Что до вооруженных сил Империума…
Когда-то довольно давно на ФАИ шел спор с одним любителем мультимировых империй (Лещенко, кому что говорит, а кому не говорит – счастлив тот), так вот Василиск по итогам написал несколько забавных зарисовок. Одна из них содержала формулировку, которая мне очень нравится. «Любая уважающая себя армия состоит из двух видов вооруженных сил, каждый из которых делится на рода войск. Имперская Армия уважает себя больше всех и оттого состоит не из двух видов вооруженных сил, а из пяти.» Считаем. Имперская Гвардия. СПО. Имперский Флот. Адептус Астартес. Сестры Битвы. Скитиарии… в общем, Империум уважает себя даже больше лещенской Империи Тысячи Миров, что, в общем-то, неудивительно.
Итак, первая линия обороны Империума, вопреки тому, что многие думают – вовсе не Имперская Гвардия. Имперская Гвардия – это уже элитные войска, а первый удар принимают на себя СПО, Силы Планетарной Обороны (PDF, Planetary Defense Forces). С точки зрения имперского закона, это личная армия Имперского Губернатора; кто это на самом деле – личная гвардия ли, ополчение ли, сводная группа от кланов или национальные войска на планете, неважно. Вообще-то у них может быть на вооружении все, что может себе позволить губернатор, а значит – все, что угодно. Танки, артиллерия, космические корабли без варп-драйва, неядерные баллистические ракеты (одна из кампаний одного из орденов Космодесанта была проиграна, кстати, потому что СПОшники промазали по оркам и влепили баллистическую ракету в монастырь десантников). В принципе, могут найтись и ядерные, но вообще-то Империум не очень любит атомное оружие. Обязанность губернатора – обеспечить наличие и адекватность СПО, а уж чем конкретно он их будет вооружать, как готовить и как создавать организацию и командную структуру – его, губернатора, дело.
Вообще-то к СПО в Гвардии, да и в любых имперских институциях, принято относиться с неким пренебрежением, как и ко всем планетарным структурам. Но есть по крайней мере одни СПО, которое отправляет своих людей в Гвардию в качестве этакого отпуска – Кадианские. А еще одними СПО – Ультрамарскими – не брезгуют пользоваться в качестве вспомогательных сил Ультрамарины. Так что не все так однозначно, как принято считать.
С СПО все в общем, надеюсь, понятно, переходим к главной ударной силе, Щиту Человечества, Молоту Императора, и прочая, и прочая, и прочая – Имперской Гвардии.
Это именно ГВАРДИЯ, не «ополчение», как многие считают. Это элита «нормальных» войск (да, всякий космодесант будет покруче). Это очень недурно экипированные войска – если, опять же, мерять их по меркам «нормальных» войск, а не суперконсервированных суперлюдей или древних бойцов, каждый из которых не имеет цены и одевается соответственно. Как где-то писали, на больших масштабах (примерно десятикратных от нормальной армии на столе) единственный, кто может побеждать ИГ – это Хаос, потому что Хаос – это ИГ с демонами. Гвардией захватывают Галактику.
При этом, естественно, ИГ страдает всеми головными болями «нормальной» армии, помноженными на гримдарк. Мощности лазганов не хватает на броню тех же спейсмаринов или эльдаров. Развернутые на четверть галактики пути снабжения приводят к тому, что в подразделения часто приходит не то и не тогда (и поэтому в Гвардии процветает концепция спера, а хороший снабженец – человек золотой). А политофицеры обычно «бьют своих, чтоб чужие боялись».
Поскольку Имперская Гвардия – воюющая армия бюрократического государства, ее подчинение эзотерично для невоенного мышления. Во-первых, есть линейка нормального военного командования, от Лорда-командующего Милитант. Во главе ИГ стоит Лорд-командующий Милитант, его ставка – на Терре, он командует Гвардией вообще. Под ним – просто Лорды-командующие, они командуют войсками сегментумов; их, соответственно, всего пятеро; это стратегическое командование, эти люди и их штабы определяют общие идеи. Условно говоря, в ситуации Второй Мировой Войны стратегический уровень будет «нужно взять Берлин». Ниже – Лорды-генералы Милитант, это высший чин, который собственно командует конкретными войсками, а не спускает ниже стратегические директивы; отсюда начинается оперативный уровень командования, планирование непосредственных операций, «такие-то, такие-то и такие-то соединения к таким-то числам должны форсировать такие-то препятствия и выйти на такие-то рубежи». В его штаб входят лорды-генералы и генералы, которые, в свою очередь, командуют приданными им полками во главе с полковниками. От полковников начинается тактический уровень – непосредственное руководство войсками на поле боя. Оружие офицеров Гвардии выше полковника – чашка рекафа, толпы ординарцев и большой тактический гололит, оружие офицеров гвардии ниже – цепной меч, компас и умение кричать по-матери.
Вторая цепочка подчинения ИГ – это Департаменто Муниторум, вся гражданская линейка подчинения. Это снабжение, написание уставов, создание и расформирование полков, учет… Технически, этой прелестью руководят сразу три Лорда Терры (вернее, два постоянных Лорда и один переменный) – Лорд-командующий Милитант (да, в конечном итоге на него замыкаются обе цепочки), Мастер Администратума (потому что он командует вообще всем Администратумом) и Канцлер Имперской Палаты. По факту, Департаменто Муниторум настолько огромен, что руководит сам собой. Всякий раз, когда снабжение идет не туда или не так – благодарить надо именно этих замечательных людей. Они же управляют отставками и перепоселениями. Отсюда же свои приказы получают комиссары.
Вообще, разница между Департаменто Муниторум и офисом Лорда-Командующего Милитант – примерно та же, что между Министерством Обороны и Генштабом в современных армиях. Первые обеспечивают существование и функционирование армии, а вторые ею командуют. Все, в общем, при деле.
А, ну да, еще бывает совершенно особая оргструктура - Крестовый поход. Это сведенные под одно командование армии Имперской гвардии, корабли Флота, ордена Космодесанта, вообще все, что умеет летать, бегать и стрелять, с непосредственным мандатом Высоких Лордов Терры и предназначенных для причинения любви Императора в отдельно взятом районе. По результатам Крестовых походов к Империуму присоединяются новые сектора, а иных локальных ксеносов посещает милый зверек геноцид. Командующий Крестовым походом - Мастер войны (да, как Хорус) - является высшим офицером в своей области, и отозвать его могут только все те же Высокие Лорды.
Базовой единицей Имперской Гвардии является полк. Полк формируется на одной планете (то есть, нет такого, чтобы половина полка сформирована на Кадии, а вторая половина – на Валхалле), получает порядковый номер (какие-то планеты уже чуть ли не тысячами свои полки считают) и тип. Имперская доктрина прямо запрещает полку иметь смешанный тип, комбинирование начинается на уровнях выше и под командованием генералов, не полковников; основу Имперской гвардии создает мотопехота (на всякий случай – это не солдаты на мотоциклах, а солдаты при БТРах, БМПшках и тягачах), а основной ущерб наносит артиллерия. Родная планета для полка так навсегда родной и остается – не в том смысле, что полки там служат, это как раз редкость (обычно полк служит где угодно еще), но оттуда он получает подкрепления. А средняя продолжительность жизни гвардейца – полгода, так что подкрепления нужны часто. Если же рекрутов не хватает для пополнения, и не предвидится – полки сводят с такими же неудачниками, получаются полки с многозвенными названиями (ну, там, 13-ый Валгалльский/666-ой Кадианский), жизнь таких полков тяжела, тяжелее только жизнь штрафников. Между прочим, те недобитки, которые сегодня пойдут в атаку первыми – это именно эти ребята. Штрафные полки еще проще – их собирают из гвардейцев, понарушавших устав или вызвавших раздражение Высокой Фуражки (комиссара), и это уже совсем смертники.
Комиссариат нужен для того, чтобы войска не бунтовали. Власть комиссара в подразделении ограничена только властью вышестоящего комиссара, не старшего по званию, потому что у комиссаров всего три звания (комиссар, комиссар-генерал, комиссар-лорд), а по должности. Условно, комиссар полка старше комиссара роты, а комиссар армии - выше комиссара полка. Комиссары традиционно ходят в фуражке и шинели, носят пиломеч и болт-пистолет и отморожены ИГМ (империализмом головного мозга) на всю голову.
Рекрутов для Имперской Гвардии предоставляет планета; это часть имперской дани. Как только рекруты собраны, они передаются Муниторуму, и уже Муниторум отправляет их по старым полкам или собирает новый. К новоорганизованному полку приплюсовываются специалисты – штурмовики, комиссары, псайкеры-примарис, священники, техжрецы… потом назначается полковник, а потом полк получает назначение – и вперед, в Галактику. В идеале где-то в середине этого процесса полк еще получает положенное обмундирование, но иногда получается и иначе.
Специалисты… ну как, кого-то Муниторум готовит сам, вроде штурмовиков и комиссаров (пресловутые Схолы Прогенум), или там огринов и раттлингов. Кого-то им командируют, псайкеров всяких и техжрецов (и просто жрецов). Линия подчинения того же примариса (или того же энджисира – ранг техжреца Имперской Гвардии, специалист по движкам) – тот еще клубок, но формально считается, что теперь он в армии. Но могут и отозвать в любой момент.
Со стандартизацией решили просто. Полки имеют полное право (и активно им пользуются) сохранять культурные названия чего угодно, пока структура, этими словами описываемая, остается неизменной. Пока сержант остается сержантом и носит стандартные сержантские знаки различия – нет никакой разницы, как там его в полку обозвали. Стандартизация оборудования достигается централизацией снабжения; по факту случается всякое (на какой-то планете не исправили разницу в полтора миллиметра от принятого имперского стандарта – и привет горячий!), поэтому, конечно, всякий уважающий себя снабженец создает неучтенный запасец. Если на запасце поймают… ну непредсказуемо, могут расстрелять, могут вынести благодарность, как повезет отбояриться.
Обычное снаряжение гвардейца включает в себя сколько-то гранат, форму под тип планеты (от полярной до пустынной) и ласган в какой-нибудь вариации.
Флот технически устроен примерно так же, только вместо полка – корабль, и корабль, в отличие от полка, не привязан к планете. В остальном даже структура примерно такая же, только звания по-другому называются.
Наконец, всякая уважающая себя всерьез организация имеет собственный спецназ. Ну, там, у Адептус Механикус это будут скитиарии – киберсолдаттен этакие; у ААТ – Сестры тишины, у Экклезиархии – Сестры Битвы. Адептус Астартес – космодесант – выполняет роль всеимперского спецназа. Но это именно спецназ – специалисты по проведению разовой операции. Брать дворец какого-нибудь ересиарха могут и будут Астартес, но зачищать планету и наводить на ней порядок пришлют Гвардию.
Что до вооруженных сил Империума…
Когда-то довольно давно на ФАИ шел спор с одним любителем мультимировых империй (Лещенко, кому что говорит, а кому не говорит – счастлив тот), так вот Василиск по итогам написал несколько забавных зарисовок. Одна из них содержала формулировку, которая мне очень нравится. «Любая уважающая себя армия состоит из двух видов вооруженных сил, каждый из которых делится на рода войск. Имперская Армия уважает себя больше всех и оттого состоит не из двух видов вооруженных сил, а из пяти.» Считаем. Имперская Гвардия. СПО. Имперский Флот. Адептус Астартес. Сестры Битвы. Скитиарии… в общем, Империум уважает себя даже больше лещенской Империи Тысячи Миров, что, в общем-то, неудивительно.
Итак, первая линия обороны Империума, вопреки тому, что многие думают – вовсе не Имперская Гвардия. Имперская Гвардия – это уже элитные войска, а первый удар принимают на себя СПО, Силы Планетарной Обороны (PDF, Planetary Defense Forces). С точки зрения имперского закона, это личная армия Имперского Губернатора; кто это на самом деле – личная гвардия ли, ополчение ли, сводная группа от кланов или национальные войска на планете, неважно. Вообще-то у них может быть на вооружении все, что может себе позволить губернатор, а значит – все, что угодно. Танки, артиллерия, космические корабли без варп-драйва, неядерные баллистические ракеты (одна из кампаний одного из орденов Космодесанта была проиграна, кстати, потому что СПОшники промазали по оркам и влепили баллистическую ракету в монастырь десантников). В принципе, могут найтись и ядерные, но вообще-то Империум не очень любит атомное оружие. Обязанность губернатора – обеспечить наличие и адекватность СПО, а уж чем конкретно он их будет вооружать, как готовить и как создавать организацию и командную структуру – его, губернатора, дело.
Вообще-то к СПО в Гвардии, да и в любых имперских институциях, принято относиться с неким пренебрежением, как и ко всем планетарным структурам. Но есть по крайней мере одни СПО, которое отправляет своих людей в Гвардию в качестве этакого отпуска – Кадианские. А еще одними СПО – Ультрамарскими – не брезгуют пользоваться в качестве вспомогательных сил Ультрамарины. Так что не все так однозначно, как принято считать.
С СПО все в общем, надеюсь, понятно, переходим к главной ударной силе, Щиту Человечества, Молоту Императора, и прочая, и прочая, и прочая – Имперской Гвардии.
Это именно ГВАРДИЯ, не «ополчение», как многие считают. Это элита «нормальных» войск (да, всякий космодесант будет покруче). Это очень недурно экипированные войска – если, опять же, мерять их по меркам «нормальных» войск, а не суперконсервированных суперлюдей или древних бойцов, каждый из которых не имеет цены и одевается соответственно. Как где-то писали, на больших масштабах (примерно десятикратных от нормальной армии на столе) единственный, кто может побеждать ИГ – это Хаос, потому что Хаос – это ИГ с демонами. Гвардией захватывают Галактику.
При этом, естественно, ИГ страдает всеми головными болями «нормальной» армии, помноженными на гримдарк. Мощности лазганов не хватает на броню тех же спейсмаринов или эльдаров. Развернутые на четверть галактики пути снабжения приводят к тому, что в подразделения часто приходит не то и не тогда (и поэтому в Гвардии процветает концепция спера, а хороший снабженец – человек золотой). А политофицеры обычно «бьют своих, чтоб чужие боялись».
Поскольку Имперская Гвардия – воюющая армия бюрократического государства, ее подчинение эзотерично для невоенного мышления. Во-первых, есть линейка нормального военного командования, от Лорда-командующего Милитант. Во главе ИГ стоит Лорд-командующий Милитант, его ставка – на Терре, он командует Гвардией вообще. Под ним – просто Лорды-командующие, они командуют войсками сегментумов; их, соответственно, всего пятеро; это стратегическое командование, эти люди и их штабы определяют общие идеи. Условно говоря, в ситуации Второй Мировой Войны стратегический уровень будет «нужно взять Берлин». Ниже – Лорды-генералы Милитант, это высший чин, который собственно командует конкретными войсками, а не спускает ниже стратегические директивы; отсюда начинается оперативный уровень командования, планирование непосредственных операций, «такие-то, такие-то и такие-то соединения к таким-то числам должны форсировать такие-то препятствия и выйти на такие-то рубежи». В его штаб входят лорды-генералы и генералы, которые, в свою очередь, командуют приданными им полками во главе с полковниками. От полковников начинается тактический уровень – непосредственное руководство войсками на поле боя. Оружие офицеров Гвардии выше полковника – чашка рекафа, толпы ординарцев и большой тактический гололит, оружие офицеров гвардии ниже – цепной меч, компас и умение кричать по-матери.
Вторая цепочка подчинения ИГ – это Департаменто Муниторум, вся гражданская линейка подчинения. Это снабжение, написание уставов, создание и расформирование полков, учет… Технически, этой прелестью руководят сразу три Лорда Терры (вернее, два постоянных Лорда и один переменный) – Лорд-командующий Милитант (да, в конечном итоге на него замыкаются обе цепочки), Мастер Администратума (потому что он командует вообще всем Администратумом) и Канцлер Имперской Палаты. По факту, Департаменто Муниторум настолько огромен, что руководит сам собой. Всякий раз, когда снабжение идет не туда или не так – благодарить надо именно этих замечательных людей. Они же управляют отставками и перепоселениями. Отсюда же свои приказы получают комиссары.
Вообще, разница между Департаменто Муниторум и офисом Лорда-Командующего Милитант – примерно та же, что между Министерством Обороны и Генштабом в современных армиях. Первые обеспечивают существование и функционирование армии, а вторые ею командуют. Все, в общем, при деле.
А, ну да, еще бывает совершенно особая оргструктура - Крестовый поход. Это сведенные под одно командование армии Имперской гвардии, корабли Флота, ордена Космодесанта, вообще все, что умеет летать, бегать и стрелять, с непосредственным мандатом Высоких Лордов Терры и предназначенных для причинения любви Императора в отдельно взятом районе. По результатам Крестовых походов к Империуму присоединяются новые сектора, а иных локальных ксеносов посещает милый зверек геноцид. Командующий Крестовым походом - Мастер войны (да, как Хорус) - является высшим офицером в своей области, и отозвать его могут только все те же Высокие Лорды.
Базовой единицей Имперской Гвардии является полк. Полк формируется на одной планете (то есть, нет такого, чтобы половина полка сформирована на Кадии, а вторая половина – на Валхалле), получает порядковый номер (какие-то планеты уже чуть ли не тысячами свои полки считают) и тип. Имперская доктрина прямо запрещает полку иметь смешанный тип, комбинирование начинается на уровнях выше и под командованием генералов, не полковников; основу Имперской гвардии создает мотопехота (на всякий случай – это не солдаты на мотоциклах, а солдаты при БТРах, БМПшках и тягачах), а основной ущерб наносит артиллерия. Родная планета для полка так навсегда родной и остается – не в том смысле, что полки там служат, это как раз редкость (обычно полк служит где угодно еще), но оттуда он получает подкрепления. А средняя продолжительность жизни гвардейца – полгода, так что подкрепления нужны часто. Если же рекрутов не хватает для пополнения, и не предвидится – полки сводят с такими же неудачниками, получаются полки с многозвенными названиями (ну, там, 13-ый Валгалльский/666-ой Кадианский), жизнь таких полков тяжела, тяжелее только жизнь штрафников. Между прочим, те недобитки, которые сегодня пойдут в атаку первыми – это именно эти ребята. Штрафные полки еще проще – их собирают из гвардейцев, понарушавших устав или вызвавших раздражение Высокой Фуражки (комиссара), и это уже совсем смертники.
Комиссариат нужен для того, чтобы войска не бунтовали. Власть комиссара в подразделении ограничена только властью вышестоящего комиссара, не старшего по званию, потому что у комиссаров всего три звания (комиссар, комиссар-генерал, комиссар-лорд), а по должности. Условно, комиссар полка старше комиссара роты, а комиссар армии - выше комиссара полка. Комиссары традиционно ходят в фуражке и шинели, носят пиломеч и болт-пистолет и отморожены ИГМ (империализмом головного мозга) на всю голову.
Рекрутов для Имперской Гвардии предоставляет планета; это часть имперской дани. Как только рекруты собраны, они передаются Муниторуму, и уже Муниторум отправляет их по старым полкам или собирает новый. К новоорганизованному полку приплюсовываются специалисты – штурмовики, комиссары, псайкеры-примарис, священники, техжрецы… потом назначается полковник, а потом полк получает назначение – и вперед, в Галактику. В идеале где-то в середине этого процесса полк еще получает положенное обмундирование, но иногда получается и иначе.
Специалисты… ну как, кого-то Муниторум готовит сам, вроде штурмовиков и комиссаров (пресловутые Схолы Прогенум), или там огринов и раттлингов. Кого-то им командируют, псайкеров всяких и техжрецов (и просто жрецов). Линия подчинения того же примариса (или того же энджисира – ранг техжреца Имперской Гвардии, специалист по движкам) – тот еще клубок, но формально считается, что теперь он в армии. Но могут и отозвать в любой момент.
Со стандартизацией решили просто. Полки имеют полное право (и активно им пользуются) сохранять культурные названия чего угодно, пока структура, этими словами описываемая, остается неизменной. Пока сержант остается сержантом и носит стандартные сержантские знаки различия – нет никакой разницы, как там его в полку обозвали. Стандартизация оборудования достигается централизацией снабжения; по факту случается всякое (на какой-то планете не исправили разницу в полтора миллиметра от принятого имперского стандарта – и привет горячий!), поэтому, конечно, всякий уважающий себя снабженец создает неучтенный запасец. Если на запасце поймают… ну непредсказуемо, могут расстрелять, могут вынести благодарность, как повезет отбояриться.
Обычное снаряжение гвардейца включает в себя сколько-то гранат, форму под тип планеты (от полярной до пустынной) и ласган в какой-нибудь вариации.
Флот технически устроен примерно так же, только вместо полка – корабль, и корабль, в отличие от полка, не привязан к планете. В остальном даже структура примерно такая же, только звания по-другому называются.
Наконец, всякая уважающая себя всерьез организация имеет собственный спецназ. Ну, там, у Адептус Механикус это будут скитиарии – киберсолдаттен этакие; у ААТ – Сестры тишины, у Экклезиархии – Сестры Битвы. Адептус Астартес – космодесант – выполняет роль всеимперского спецназа. Но это именно спецназ – специалисты по проведению разовой операции. Брать дворец какого-нибудь ересиарха могут и будут Астартес, но зачищать планету и наводить на ней порядок пришлют Гвардию.
@темы: 40К способов