The Future's pretty cool!
WITH GREAT POWER THERE MUST ALSO COME--GREAT RESPONSIBILITY!Есть знаменитая фраза, "кодекс супергероя" самого неудачливого положительного героя Марвелловской вселенной, Питера Паркера. Фраза довольно банальная, так что мало удивительного в том, что не Стэн Ли был первым.
"WITH GREAT POWER THERE MUST ALSO COME--GREAT RESPONSIBILITY!" - именно так она выглядела в самой первой истории про Человека-Паука, "С ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ ДОЛЖНА ПРИХОДИТЬ И ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!" Вопреки частому убеждению, принадлежит эта фраза вовсе не Дяде Бену, это нарратив, данный в желтом квадратике в последнем кадре истории. Вот этот кадр.
Как уже было сказано, фраза вовсе не принадлежит Стэну Ли. Восходит она, насколько можно судить, к Библии, Евангелие от Луки, 12:48, "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут." Это притча о верном рабе, и ее стоит привести целиком.
«Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
Идея, естественно, овладела массами.
Мы встречаем ее в документах французской революции: "Представители народа добьются своего, наделенные высочайшим доверием и неограниченной властью. Это выявит лучшее в них. Они должны понимать, что великая ответственность неотделима от великой власти. Их энергии, их храбрости и, прежде всего, их предусмотрительности они обязаны своим успехом и своей славой."
Вообще, кстати, тут следует заметить различие. Английское power - это не только "сила", но и, не в последнюю очередь, "власть". По-моему, в русском переводе этот поинт несколько ускользает.
Дальше - британский парламент. Он напоминает британской прессе в девятнадцатом веке: "Часто говорят о власти прессы, и он (докладчик) признает, что власть эта велика. Он считает необходимым, впрочем, напомнить воротилам прессы применять и к себе ту максиму, которую они никогда не забывают напомнить правительству - что владение большой силой неизбежно влечет большую ответственность. Они стоят высоко, и обязаны в своей работе стремиться к правде и справедливости, а не поддаваться своим страстям и интересам." Между прочим, этот спор продолжил в "Правде" Пратчетт:
"— Я тебе не верю, господин де Словв, — наконец промолвил Ваймс голосом оракула, разверзающего свои уста не чаще одного раза в год. — И только сейчас понял почему. Причина не в том, что от тебя одни неприятности. Я привык иметь дело с неприятностями, именно за это мне и платят. Именно поэтому выдают так называемые «доспешные». Но перед кем несешь ответственность ты? Я должен отвечать за свои поступки, хотя сейчас… чтоб меня черти разорвали, если я знаю, перед кем я должен отчитываться! А вот как насчет тебя? Лично мне кажется, ты поступаешь так, как тебе заблагорассудится.
— Полагаю, сэр, я несу ответственность перед истиной.
— О, неужели? И в чем выражается твоя ответственность?
— Простите?
— Ну, если ты вдруг соврешь, эта твоя истина придет и влепит тебе пощечину? Я впечатлен. Обычные люди, такие как я, несут ответственность перед другими людьми. Даже Витинари всегда поступал… поступает с оглядкой на Гильдии. Но ты… ты несешь ответственность только перед истиной. Назови адрес. Кстати, она читает новостные листки?"
Ну, понятно, эта фраза в разных видах повторялась в огромном количестве мест, включая религиозные писания шотландских священников. Масоны в 1858 году ее перевернули: "Он не может опираться на их суждение, но должен руководствоваться своим. Ибо, поскольку на него возложена великая ответственность, ему дарована великая власть, и на него наложена обязанность поддерживать эту власть и достоинство своей власти." Черчилль в 1906 тоже отмечал - "я предлагаю Палате (имеется в виду Палата Общин) принять как общее правило, что в этом вопросе (проблема африканских племен) наша ответственность прямо пропорциональна нашей власти. Там, где наша власть велика, велика и ответственность, где власти меньше, меньше ответственности, а где нет власти, я считаю, ответственности быть не может". Теодор Рузвельт помянул эту необходимость два года спустя, когда ему предлагали пойти на третий срок: "я верю в сильную исполнительную власть; я верю в силу; но я верю, что ответственность должна приходить со властью, и что сильная исполнительная власть не должна быть неизменной." Помянул ее в своей последней речи - он ее так и не произнес, но ее опубликовали - и Франклин Делано Рузвельт, эту необходимость. Стэн Ли, по большому счету, попросту использовал трюизм.
На самом деле, все это к чему.
Я встречал мнение, что вот эта идея, "с великой силой приходит великая ответственность" - это идея, прямо противоположная Соковийским соглашениям. Это, мягко говоря, не так.
Капитан Америка не предлагает никакого механизма ответственности, которую он будет нести. Сама идея такой ответственности ему неприятна - это ограничивает его свободу; потому что он несет ответственность перед своей совестью, и только.
Но знаете, совесть не придет и не влепит ему пощечину. А когда к нему приходят и высказывают ему претензии - он отвечает "это война, на любой войне неизбежны потери".
Там, где Тони Старк говорит - "ребят, эта ответственность мне не по силам, я хочу снять с себя по крайней мере ее часть, но тогда я должен отказаться и от части власти!", Стив Роджерс отвечает - "это война, на ней бывают потери, иначе невозможно". Стив Роджерс хочет, чтобы у него была власть, но не было ответственности.
Если вернуться к Евангелию от Луки, возникает очевидный вопрос - кто именно в случае Стива Роджерса является тем господином, волю которого следует знать и исполнять рабу. Перед кем несет ответственность Стив Роджерс? Кто, в его картине мира, придет и влепит ему в случае чего пощечину?
Именно из-за отсутствия этого ответа в фильме произошла Гражданская Война. Из-за того, что Стив Роджерс отказывается признавать над собой власть кроме Бога (а Бог прямо давно ни с кем не говорит).
И поэтому в фильмовом каноне, в отличие от комиксового, где я скорее на стороне Старка, в фильмовом каноне я на стороне Старка безоговорочно. Несмотря на все "э, какого черта, супергерой!".
"WITH GREAT POWER THERE MUST ALSO COME--GREAT RESPONSIBILITY!" - именно так она выглядела в самой первой истории про Человека-Паука, "С ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ ДОЛЖНА ПРИХОДИТЬ И ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!" Вопреки частому убеждению, принадлежит эта фраза вовсе не Дяде Бену, это нарратив, данный в желтом квадратике в последнем кадре истории. Вот этот кадр.
Как уже было сказано, фраза вовсе не принадлежит Стэну Ли. Восходит она, насколько можно судить, к Библии, Евангелие от Луки, 12:48, "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут." Это притча о верном рабе, и ее стоит привести целиком.
«Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
Идея, естественно, овладела массами.
Мы встречаем ее в документах французской революции: "Представители народа добьются своего, наделенные высочайшим доверием и неограниченной властью. Это выявит лучшее в них. Они должны понимать, что великая ответственность неотделима от великой власти. Их энергии, их храбрости и, прежде всего, их предусмотрительности они обязаны своим успехом и своей славой."
Вообще, кстати, тут следует заметить различие. Английское power - это не только "сила", но и, не в последнюю очередь, "власть". По-моему, в русском переводе этот поинт несколько ускользает.
Дальше - британский парламент. Он напоминает британской прессе в девятнадцатом веке: "Часто говорят о власти прессы, и он (докладчик) признает, что власть эта велика. Он считает необходимым, впрочем, напомнить воротилам прессы применять и к себе ту максиму, которую они никогда не забывают напомнить правительству - что владение большой силой неизбежно влечет большую ответственность. Они стоят высоко, и обязаны в своей работе стремиться к правде и справедливости, а не поддаваться своим страстям и интересам." Между прочим, этот спор продолжил в "Правде" Пратчетт:
"— Я тебе не верю, господин де Словв, — наконец промолвил Ваймс голосом оракула, разверзающего свои уста не чаще одного раза в год. — И только сейчас понял почему. Причина не в том, что от тебя одни неприятности. Я привык иметь дело с неприятностями, именно за это мне и платят. Именно поэтому выдают так называемые «доспешные». Но перед кем несешь ответственность ты? Я должен отвечать за свои поступки, хотя сейчас… чтоб меня черти разорвали, если я знаю, перед кем я должен отчитываться! А вот как насчет тебя? Лично мне кажется, ты поступаешь так, как тебе заблагорассудится.
— Полагаю, сэр, я несу ответственность перед истиной.
— О, неужели? И в чем выражается твоя ответственность?
— Простите?
— Ну, если ты вдруг соврешь, эта твоя истина придет и влепит тебе пощечину? Я впечатлен. Обычные люди, такие как я, несут ответственность перед другими людьми. Даже Витинари всегда поступал… поступает с оглядкой на Гильдии. Но ты… ты несешь ответственность только перед истиной. Назови адрес. Кстати, она читает новостные листки?"
Ну, понятно, эта фраза в разных видах повторялась в огромном количестве мест, включая религиозные писания шотландских священников. Масоны в 1858 году ее перевернули: "Он не может опираться на их суждение, но должен руководствоваться своим. Ибо, поскольку на него возложена великая ответственность, ему дарована великая власть, и на него наложена обязанность поддерживать эту власть и достоинство своей власти." Черчилль в 1906 тоже отмечал - "я предлагаю Палате (имеется в виду Палата Общин) принять как общее правило, что в этом вопросе (проблема африканских племен) наша ответственность прямо пропорциональна нашей власти. Там, где наша власть велика, велика и ответственность, где власти меньше, меньше ответственности, а где нет власти, я считаю, ответственности быть не может". Теодор Рузвельт помянул эту необходимость два года спустя, когда ему предлагали пойти на третий срок: "я верю в сильную исполнительную власть; я верю в силу; но я верю, что ответственность должна приходить со властью, и что сильная исполнительная власть не должна быть неизменной." Помянул ее в своей последней речи - он ее так и не произнес, но ее опубликовали - и Франклин Делано Рузвельт, эту необходимость. Стэн Ли, по большому счету, попросту использовал трюизм.
На самом деле, все это к чему.
Я встречал мнение, что вот эта идея, "с великой силой приходит великая ответственность" - это идея, прямо противоположная Соковийским соглашениям. Это, мягко говоря, не так.
Капитан Америка не предлагает никакого механизма ответственности, которую он будет нести. Сама идея такой ответственности ему неприятна - это ограничивает его свободу; потому что он несет ответственность перед своей совестью, и только.
Но знаете, совесть не придет и не влепит ему пощечину. А когда к нему приходят и высказывают ему претензии - он отвечает "это война, на любой войне неизбежны потери".
Там, где Тони Старк говорит - "ребят, эта ответственность мне не по силам, я хочу снять с себя по крайней мере ее часть, но тогда я должен отказаться и от части власти!", Стив Роджерс отвечает - "это война, на ней бывают потери, иначе невозможно". Стив Роджерс хочет, чтобы у него была власть, но не было ответственности.
Если вернуться к Евангелию от Луки, возникает очевидный вопрос - кто именно в случае Стива Роджерса является тем господином, волю которого следует знать и исполнять рабу. Перед кем несет ответственность Стив Роджерс? Кто, в его картине мира, придет и влепит ему в случае чего пощечину?
Именно из-за отсутствия этого ответа в фильме произошла Гражданская Война. Из-за того, что Стив Роджерс отказывается признавать над собой власть кроме Бога (а Бог прямо давно ни с кем не говорит).
И поэтому в фильмовом каноне, в отличие от комиксового, где я скорее на стороне Старка, в фильмовом каноне я на стороне Старка безоговорочно. Несмотря на все "э, какого черта, супергерой!".
С фразой я знакома в совсем коротком варианте: with great power comes great responsibility. И совершенно не помню, откуда - сомневаюсь, правда, что из комикса.
Ну так Черчилль был отнюдь не дурак!