The Future's pretty cool!
Охохо, грехи наши тяжкие. Тут в сетях мимо меня проскочило обсуждение истории святых Петра и Февроньи, и столкнулся я с тем, что предание-то и не знают! В их день, с отсылкой к их памяти, у нас государственный праздник, а предания не знают! Непорядок, я вам скажу, и скрепы гнутся.
читать дальшеТак вот. До Петра княжил в Муроме его брат Павел, у Павла была жена, у жены был змей.
История со змеем темная. Вроде бы как он являлся жене в облике самого князя, после чего насиловал, а жена рассказывала мужу, а муж призывал жену "избавляться от шипения и смрадного дыхания". То есть, то ли мы чего-то не знаем об облике Павла (да мы вообще-то о нем ничего не знаем, если подумать), то ли еще что... Но в итоге князь подговорил жену во время очередной встречи уговорить змея самому рассказать, как его убивать. Выяснилось, что убивать змея должен некий Петр, и делать это надо специальным противозмеиным мечом.
Когда собственно Петр, о котором вся сказка рассказывается, это узнал, он сразу стал думать, где бы меч добыть. Добыл он меч, надо сказать, не просто так, а благодаря обычаю в одиночестве ходить по церквям женских монастырей - то есть, пришел он помолиться в женский монастырь, а тут выходит отрок и показывает оный противозмеиный ("Агриков") меч. Ну, Петр его взял и пошел рубать; змей, правда, пытался его запутать абсолютной схожестью с Павлом (и снова к слову о шипении и смрадном дыхании), но не на таковского напал. В итоге Петр змея зарубил, но обрызгался кровью, от крови пошли у него струпы, и он отправился искать врача. Надо сказать, что эти самые струпы - то, что он их терпел - в предании возводится ему в подвиг святости, что мне кажется странным. Куда ему было деваться, спрашивается. Кстати, что случилось с Павлом, какие у них с Петром были отношения у власти, почему они оба - "князья" (ну, понятно, традиция раздела земель между братьями - но в конце-то концов, и Петр, и Павел князья муромские!) предание не рассказывает.
Долго ли, коротко ли, а нашлась Февронья, с самого начала обещавшая, что князя вылечить может только кто-то, кто его себе потребует, ну и потребовала. Там еще несколько историй с общением Петра и Февроньи, с неполным лечением (ну, князь обещал жениться, надул, но Февронья это предвидела и потому вылечила князя не полностью; надо сказать, с моей точки зрения, это должно было аннулировать сделку - не вылечила же!). Ну, со второго раза Петр понял, с кем имеет дело, и в жены Февронью взял.
Надо сказать, что он этим исключительно раздосадовал свое городское дворянство, которому происхождение Февроньи было как нож по горлу. Если точнее и если верить преданию, более того, в особенности ножом по горлу было происхождение Февроньи не самим боярам, а их женам. В итоге бояре предъявили Февронье ультиматум - бери, говорят, что хочешь, и иди из нашего города, пусть себе князь новую жену берет, хочешь богатств - пожалуйста, сколько влезет. Февронья в ответ потребовала от бояр (да, от бояр), чтобы с ней вместе ушел Петр - то есть, тут надо заметить, что это была не инициатива Петра, а инициатива Февроньи; блаженный же Петр, не в обычае которого было на кого-то гневаться, с ней попросту согласился. Ну, он уже знал, если так подумать, что бывает, если с Февроньей не соглашаться. Бояре, понятно, не возражали - если Петр уйдет, придется же нового князя выбирать, верно?..
Отбывающая княжеская чета отбывала, понятное дело, не пешком с котомочкой. На Оке собрали им флот суден (в тексте, по крайней мере, "суда" во множественном числе), и отбыли они не просто так, а с челядью (в частности, упоминается повар). Тем временем в городе за сутки отсутствия князя случилась кровавая баня, умерло множество вельмож - за сутки (а известная и мне, и русскому народу традиция дворянской междуусобицы не позволяет считать, что это они в честных дуэлях друг друга перебили) - короче, кто уцелел, пришел Петра вернуться на княженье. Кстати, чтобы эту кровавую баню предсказать, вовсе не обязательно было владеть мудростью святых отцов, которую приписывают Февронье, а чтобы ее избежать - достаточно было не соглашаться на требования бухих бояр.
Ну, потом было счастливое княжение, закончившееся по традиции постригом (или все-таки бояре добились своего? неизвестно, Петр и Феврония - личности легендарные, в летописях не значатся); потом оба умерли в один день, потом было то, что Невзоров обозвал "зомбитрэшем", но по тексту никакого хождения по дну реки не было, обходились телепортом.
Так вот. Чем это предание интересно?
Пункт первый - количество фольклорного элемента. Про победу над змеем ну только ленивый сказок не читал. Про отношения Петра и Февроньи до брака тоже все известно, мудрая дева тоже в русских сказках не чужачка (помните - "пусть придет не голой, не одетой, не верхом, не пешая, не без подарка, не с подарком"? так вот, в той истории есть требование Петра вышить, пока он будет в бане, ему рубашку).
Пункт второй - полное отсутствие в этом тексте любви. Вообще. Никак. Любовь между супругами не обсуждается и не упоминается. Даже если мы всецело на стороне Февроньи, и не исходим из того, что дочь бортника просто поймала шанс забраться на престол, на котором и села со всей цепкостью, то и тогда она хочет выйти замуж за князя не потому, что любит его, а потому, что иначе не исцелить. Когда обсуждаются требования бояр к Петру, чтобы тот выгнал Февронию, тот не отвечает "люблю ее больше жизни", он, на самом деле, вообще ничего не отвечает ("Блаженныи же князь Петр, яко же бе ему обычаи, ни о чесом же ярости имея", посылает бояр выяснять этот вопрос с самой Февроньей). А когда Февронья с Петром уходят из города - мотивации Петра там приведены в тексте, и это опять-таки не долг, а "блаженный же князь Петр не захотел нарушить божиих заповедей ради царствования в жизни этой". Любили они оба - подданных (в равной мере), и те отвечали взаимностью, а о любви друг к другу в Повести НЕТ ВООБЩЕ НИ СЛОВА.
Такие дела.
читать дальшеТак вот. До Петра княжил в Муроме его брат Павел, у Павла была жена, у жены был змей.
История со змеем темная. Вроде бы как он являлся жене в облике самого князя, после чего насиловал, а жена рассказывала мужу, а муж призывал жену "избавляться от шипения и смрадного дыхания". То есть, то ли мы чего-то не знаем об облике Павла (да мы вообще-то о нем ничего не знаем, если подумать), то ли еще что... Но в итоге князь подговорил жену во время очередной встречи уговорить змея самому рассказать, как его убивать. Выяснилось, что убивать змея должен некий Петр, и делать это надо специальным противозмеиным мечом.
Когда собственно Петр, о котором вся сказка рассказывается, это узнал, он сразу стал думать, где бы меч добыть. Добыл он меч, надо сказать, не просто так, а благодаря обычаю в одиночестве ходить по церквям женских монастырей - то есть, пришел он помолиться в женский монастырь, а тут выходит отрок и показывает оный противозмеиный ("Агриков") меч. Ну, Петр его взял и пошел рубать; змей, правда, пытался его запутать абсолютной схожестью с Павлом (и снова к слову о шипении и смрадном дыхании), но не на таковского напал. В итоге Петр змея зарубил, но обрызгался кровью, от крови пошли у него струпы, и он отправился искать врача. Надо сказать, что эти самые струпы - то, что он их терпел - в предании возводится ему в подвиг святости, что мне кажется странным. Куда ему было деваться, спрашивается. Кстати, что случилось с Павлом, какие у них с Петром были отношения у власти, почему они оба - "князья" (ну, понятно, традиция раздела земель между братьями - но в конце-то концов, и Петр, и Павел князья муромские!) предание не рассказывает.
Долго ли, коротко ли, а нашлась Февронья, с самого начала обещавшая, что князя вылечить может только кто-то, кто его себе потребует, ну и потребовала. Там еще несколько историй с общением Петра и Февроньи, с неполным лечением (ну, князь обещал жениться, надул, но Февронья это предвидела и потому вылечила князя не полностью; надо сказать, с моей точки зрения, это должно было аннулировать сделку - не вылечила же!). Ну, со второго раза Петр понял, с кем имеет дело, и в жены Февронью взял.
Надо сказать, что он этим исключительно раздосадовал свое городское дворянство, которому происхождение Февроньи было как нож по горлу. Если точнее и если верить преданию, более того, в особенности ножом по горлу было происхождение Февроньи не самим боярам, а их женам. В итоге бояре предъявили Февронье ультиматум - бери, говорят, что хочешь, и иди из нашего города, пусть себе князь новую жену берет, хочешь богатств - пожалуйста, сколько влезет. Февронья в ответ потребовала от бояр (да, от бояр), чтобы с ней вместе ушел Петр - то есть, тут надо заметить, что это была не инициатива Петра, а инициатива Февроньи; блаженный же Петр, не в обычае которого было на кого-то гневаться, с ней попросту согласился. Ну, он уже знал, если так подумать, что бывает, если с Февроньей не соглашаться. Бояре, понятно, не возражали - если Петр уйдет, придется же нового князя выбирать, верно?..
Отбывающая княжеская чета отбывала, понятное дело, не пешком с котомочкой. На Оке собрали им флот суден (в тексте, по крайней мере, "суда" во множественном числе), и отбыли они не просто так, а с челядью (в частности, упоминается повар). Тем временем в городе за сутки отсутствия князя случилась кровавая баня, умерло множество вельмож - за сутки (а известная и мне, и русскому народу традиция дворянской междуусобицы не позволяет считать, что это они в честных дуэлях друг друга перебили) - короче, кто уцелел, пришел Петра вернуться на княженье. Кстати, чтобы эту кровавую баню предсказать, вовсе не обязательно было владеть мудростью святых отцов, которую приписывают Февронье, а чтобы ее избежать - достаточно было не соглашаться на требования бухих бояр.
Ну, потом было счастливое княжение, закончившееся по традиции постригом (или все-таки бояре добились своего? неизвестно, Петр и Феврония - личности легендарные, в летописях не значатся); потом оба умерли в один день, потом было то, что Невзоров обозвал "зомбитрэшем", но по тексту никакого хождения по дну реки не было, обходились телепортом.
Так вот. Чем это предание интересно?
Пункт первый - количество фольклорного элемента. Про победу над змеем ну только ленивый сказок не читал. Про отношения Петра и Февроньи до брака тоже все известно, мудрая дева тоже в русских сказках не чужачка (помните - "пусть придет не голой, не одетой, не верхом, не пешая, не без подарка, не с подарком"? так вот, в той истории есть требование Петра вышить, пока он будет в бане, ему рубашку).
Пункт второй - полное отсутствие в этом тексте любви. Вообще. Никак. Любовь между супругами не обсуждается и не упоминается. Даже если мы всецело на стороне Февроньи, и не исходим из того, что дочь бортника просто поймала шанс забраться на престол, на котором и села со всей цепкостью, то и тогда она хочет выйти замуж за князя не потому, что любит его, а потому, что иначе не исцелить. Когда обсуждаются требования бояр к Петру, чтобы тот выгнал Февронию, тот не отвечает "люблю ее больше жизни", он, на самом деле, вообще ничего не отвечает ("Блаженныи же князь Петр, яко же бе ему обычаи, ни о чесом же ярости имея", посылает бояр выяснять этот вопрос с самой Февроньей). А когда Февронья с Петром уходят из города - мотивации Петра там приведены в тексте, и это опять-таки не долг, а "блаженный же князь Петр не захотел нарушить божиих заповедей ради царствования в жизни этой". Любили они оба - подданных (в равной мере), и те отвечали взаимностью, а о любви друг к другу в Повести НЕТ ВООБЩЕ НИ СЛОВА.
Такие дела.
@темы: Пересказ википедии
Я не знала о происхождении меча из женских монастырей.