The Future's pretty cool!
Одна из самых важных для меня книг Праттчета - это, как ни крути, "Ночная Стража". Не потому, что это самая сильная его вещь, или самая интересная, или с самым закрученным сюжетом, или с самыми лучшими персонажами. Но это вещь, которая отвечает на очень важный вопрос - "зачем нужны революции?"
Национализм он жестко осуждает. Осуждает он и гендерное неравенство, сильное государство, неограниченный капитализм, традиционализм, соблюдение социальной роли, да весь набор правой идеи. Он не верил в справедливую войну. Он не верил в бюрократическое управление. Но он верил в революции.
Почему? Потому что, в конечном счете, революции делают мир лучше. Нет, сами революционеры вряд ли приведут мир к лучшему, даже если они в это верят. Редж Башмак умрет, а Ветруна сменит Капканс, который, если уж по совести, немногим лучше. Немногим. Но лучше. И это "чуть-чуть лучше", чуть-чуть свободнее, чуть-чуть иначе станет кусочком лестницы, по которой можно будет подняться еще на шаг выше.
Революция приближает мир к светлому будущему, рано или поздно, так или иначе. Сама по себе не есть светлое будущее. Скорее всего, революция сама по себе, любая, в немедленном будущем приведет к страшным последствиям и диким жертвам, к тирании пострашнее той, которую она свергла. История никого не рассудит, никогда; история не рассудила Спартака с Крассом, Мюнцера с фон Вальдбургом, Дантона с Людовиком XVI, Люксембург с Вильгельмом II, Львова с Николаем II, Ленина с Керенским, Асанью с Франко, Кастро с Батистой.
Потом, тысячу лет спустя, об всех этих событиях будут говорить академически, перебирая "деяния" (преступления, подвиги) и тех, и других без гнева и пристрастия, без попыток определить, кто был прав, кто прав не был. Просто это то, что было, это те кости, на которых построено наше нынешнее благополучие.
Феодализм был лучше рабовладельческой тирании. Абсолютизм лучше феодализма. Неограниченный капитализм лучше абсолютизма. Либеральная социал-демократия лучше неограниченного капитализма. То, что будет после либеральной социал-демократии, будет лучше, чем она. Может быть, и даже скорее всего, по дороге будут кровавые революции, которые - сами по себе - не сделают никому лучше.
Но, по большому счету, человечество живет все лучше с каждым новым веком.
И это наполняет оптимизмом.
Национализм он жестко осуждает. Осуждает он и гендерное неравенство, сильное государство, неограниченный капитализм, традиционализм, соблюдение социальной роли, да весь набор правой идеи. Он не верил в справедливую войну. Он не верил в бюрократическое управление. Но он верил в революции.
Почему? Потому что, в конечном счете, революции делают мир лучше. Нет, сами революционеры вряд ли приведут мир к лучшему, даже если они в это верят. Редж Башмак умрет, а Ветруна сменит Капканс, который, если уж по совести, немногим лучше. Немногим. Но лучше. И это "чуть-чуть лучше", чуть-чуть свободнее, чуть-чуть иначе станет кусочком лестницы, по которой можно будет подняться еще на шаг выше.
Революция приближает мир к светлому будущему, рано или поздно, так или иначе. Сама по себе не есть светлое будущее. Скорее всего, революция сама по себе, любая, в немедленном будущем приведет к страшным последствиям и диким жертвам, к тирании пострашнее той, которую она свергла. История никого не рассудит, никогда; история не рассудила Спартака с Крассом, Мюнцера с фон Вальдбургом, Дантона с Людовиком XVI, Люксембург с Вильгельмом II, Львова с Николаем II, Ленина с Керенским, Асанью с Франко, Кастро с Батистой.
Потом, тысячу лет спустя, об всех этих событиях будут говорить академически, перебирая "деяния" (преступления, подвиги) и тех, и других без гнева и пристрастия, без попыток определить, кто был прав, кто прав не был. Просто это то, что было, это те кости, на которых построено наше нынешнее благополучие.
Феодализм был лучше рабовладельческой тирании. Абсолютизм лучше феодализма. Неограниченный капитализм лучше абсолютизма. Либеральная социал-демократия лучше неограниченного капитализма. То, что будет после либеральной социал-демократии, будет лучше, чем она. Может быть, и даже скорее всего, по дороге будут кровавые революции, которые - сами по себе - не сделают никому лучше.
Но, по большому счету, человечество живет все лучше с каждым новым веком.
И это наполняет оптимизмом.
И потому за любой революцией лучше наблюдать с другого берега.
А еще лучше - спустя несколько столетий.