The Future's pretty cool!
Я тут недавно посмотрел Моану, знаете ли.
Мне нравится месседж, и мне нравится бабушка Моаны, которая чертов демон-князь Тзинча. И глумлеж над традиционалистским дискурсом ("эта традиция - наша миссия!"), мне тоже нравится.
Но знаете, что меня цепляет? Похоже, за все то время, которое он шляется по миру и, как ни крути, действительно создает мир, в котором живут люди, никому даже в голову не пришло сказать Мауи "спасибо". Более того, Моане эта мысль вообще не приходит в голову, а когда Мауи об этом говорит, считает смешной.
Сколько там Мауи просидел в одиночестве (ну, с миниМауи) на том острове? Люди прекрасно знали, где он находится, но сплавать и проверить, а все ли у него в порядке, а не надо ли ему чего, никому не пришло в голову.
Воистину, it's nice to see that humans never change.
Мне нравится месседж, и мне нравится бабушка Моаны, которая чертов демон-князь Тзинча. И глумлеж над традиционалистским дискурсом ("эта традиция - наша миссия!"), мне тоже нравится.
Но знаете, что меня цепляет? Похоже, за все то время, которое он шляется по миру и, как ни крути, действительно создает мир, в котором живут люди, никому даже в голову не пришло сказать Мауи "спасибо". Более того, Моане эта мысль вообще не приходит в голову, а когда Мауи об этом говорит, считает смешной.
Сколько там Мауи просидел в одиночестве (ну, с миниМауи) на том острове? Люди прекрасно знали, где он находится, но сплавать и проверить, а все ли у него в порядке, а не надо ли ему чего, никому не пришло в голову.
Воистину, it's nice to see that humans never change.
а что это значит? гугл почему-то перенаправил меня на вики вархаммера...
Гугл правильно сделал.
В Вархаммере есть четыре великих бога Хаоса - Кхорн, Тзинч, Нургл и Слаанеш. Они, технически, главные противники стороны-базового протагониста, и все отвечают за свои сферы. Особенность сеттинга в том, что технически демоны Хаоса и боги Хаоса - это силы скорее деструктивные (хотя it's kinda complicated), но при этом они по сути своей отражения некоторых устойчивых систем в человеческих сознаниях.
Тзинч - Великий Архитектор, цвета его - синий и золотой. Он отвечает за надежду, за стремление к изменениям, за амбиции, за неудовлетворенность текущей ситуацией. Всякий раз, как некто пытается встать и переломать имеющуюся стабильную ситуацию, он кормит Тзинча. Т.е., с вархаммерской точки зрения, весь сюжет Моаны - это сюжет Тзинча, это история про человека, который в имеющейся ситуации встал, сделал то, что другие не делали, реализовал в этом свои амбиции и пришел к успеху, изменив весь мир вокруг себя. Вещи такого рода Тзинч обещает своим культистам.
Демонические князья (которых обычно переводят на русский как "демон-принц") - это человек, который после/вместо смерти превратился в демона.
Бабушка Моаны:
1. Принципиально направлена против всей деревни: позиция деревни - "эта традиция - наша миссия" и "мы учимся танцевать под старые песни; с такими старыми песнями кому нужны новые?" Тзинч позицию деревни, надо сказать, люто, бешено ненавидит и стремится уничтожить; за смирение и удовлетворение текущей ситуацией отвечает Нургл, и эти двое ненавидят друг друга лютой ненавистью.
2. Толкает Моане речи вида "понятно, что сейчас ты делаешь, что делаешь, но однажды внутри тебя раздастся голос..." Это последовательно хаоситская позиция в Вархаммере, так культы образуются (потому что голос внутри, в рамках Вархи - это голос Хаоса).
3. Знает о происходящем примерно в десять раз больше, чем все остальные персонажи, вместе взятые, и просто не может взять и прямо сказать словами через рот. Это очень характерно для тзинчитов.
4. Господи, корчит совершенно адские рожи, когда Моана от нее отворачивается.
5. После смерти превращается в светящегося ската (пылающий скат, вообще-то, очень частая форма тзинчитских демонов)!
В общем, в Вархаммере авторов Моаны бы сожгли за пропаганду ереси.
а с чего лучше начинать знакомство с вархаммером?
drive.google.com/open?id=0B2OrAZ1k5rroSVVZd1ZkN... - в общем, я когда-то, специально, чтобы отвечать на этот вопрос, написал вот этот текст. Это, конечно, не первоисточник. Но первоисточника очень много.
Может, люди думали, что ну полубог, герой, разберется как-нибудь?
А еще у меня по ходу просмотра мультика возникло ощущение, что Мауи не только геройствовал и совершал подвиги, но попутно еще и всякую фигню в той же степени делал, и вот сердце Те Фити украл, отчего всем стало плохо. Так что все, возможно, боялись, как бы он не вычудил еще, и всем было безопаснее, когда он сидел в заточении на острове от новых деяний и бед подальше. Что-то вроде "спасибо, и так хорошо, больше ничего не делай и не трогай, пожалуйста".
Вполне возможно, но что-то про гадости Мауи помимо сердца Те Фити никто ничего не упоминает.
И, что характерно, базово-то предусматривалось той же бабушкой (и Моаной), что возвращать сердце будет... кто? правильно, Мауи. Строго говоря, зачем в базовой идее подразумевалась Моана, кроме как давить на Мауи морально, непонятно. Базовая идея: "И когда ты найдешь Мауи, ты возьмешь его за ухо и скажешь - Я Моана с Мотунуи, ты поднимешься ко мне на борт, проведешь лодку через океан и восстановишь сердце Те Фити".
То есть, опять же, у той же бабушки даже мысли не возникло, что Мауи откажется. Или, например, применит к Моане летальную силу - ну как Таматоа или Те Ка.
Может, люди думали, что ну полубог, герой, разберется как-нибудь?
There's no need to pray, it's okay. You're welcome! Ha, I guess it's just my way of being me.
В смысле, в свете того, что мы знаем про его исходную биографию, реакция Моаны "поблагодарить? да за что, чего это у меня даже такая мысль возникнет?", выглядит... не очень красиво.
(Собственно, о чем я - во время их встречи обмен репликами:
"- So what I beliiive you're trying to say is "thank you".
- "Thank you"?!
- You're welcome!
- What? No-no-no. I didn't... I wasn't... Why would I even say this thing?")
Особенно при том понимании, что никто не торопился рассказать Мауи, что, собственно, с островами-то происходит - он тысячу лет просидел на том острове, явно без визитов, лодки у него не было, магического крюка тоже, откуда бы ему знать?
Собственно, в некотором роде You're Welcome, которая песня, вообще-то может быть весьма обиженным (и справедливо обиженным) ответом именно на реплику "да за что тебя благодарить!".
Вот все это, только без "спасибо", в том и фишка. "О, у нас есть острова, ветер, кокосы, огонь, смена времен года, отлично, ничего не трогай, и вообще лучше всего - сиди посреди ничего и не мозоль глаза."
В смысле, ну, глядя на культуру, в которой выросла Моана - не то чтобы люди были недовольны результатами труда Мауи, правда? Да и глядя на культуру ее предков - тоже не то чтобы протестовали.
Либо он действительно был рад это делать и без всякой благодарности, но само отсутствие благодарности в мире, где это все не мифы, а общеизвестная правда - это странновато.
"- Yeah. It almost sounded like you don't like me. Which is impossible, because I got stuck here for 1000 years trying to get the heart as a gift for you mortals. So you could have the power to create life itself. So what I beliiive you're trying to say is "thank you".
- "Thank you"?!
- You're welcome!
- What? No-no-no. I didn't... I wasn't... Why would I even say this thing?"
"- Ага. Звучит, как будто я тебе не нравлюсь. Что, конечно, невозможно, потому что я застрял тут на тысячу лет, пытаясь достать сердце в подарок вам, смертным. Чтобы у вас была сила создавать саму жизнь. Так что я дуууумаю, ты пытаешься сказать "спасибо".
- "Спасибо"?!
- Всегда пожалуйста!
- Что? Не-не-не, я не... не... почему вообще мне это в голову бы пришло?"
То есть, вся песня Мауи - это его "Всегда пожалуйста!" на спасибо, которого ему никто не говорит. И при этом, что характерно, то, что он людям достал, люди прославляют как высшие дары... чего-то. Не то чтобы им это было не нужно.
"Consider the coconut, consider it's tree - we use every part of the coconut, it's all we need. We make our nets from the fibers, the water is sweet inside, we use the leaves to build fires, we cook up the meat inside."
А эти самые кокосы принес людям Мауи (мы это знаем, потому что татуировки Мауи, во-первых, им не управляются, а во-вторых, не врут).